Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Ивашуровой С.В. и Половниковой Л.П.,
при секретаре Левиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ивашуровой С.В. дело по апелляционной жалобе представителя Пушкина Г. Г., Тарасенкова В. М., Перевезенцевой Г. П., Ткаченко Н. Б., Волошина В. В., Козлова С. В., Каленбета А. Ф., Стамболцяна М. С., Коженова А. А., Ревешнина А. В., Сейнера С. И., Ерохиной Г. С., Цукермана П. Б., Михалкова М. И., Соловьева Д. В., Тереховой С. О., Акульшиной Н. В., Денисова Н. О., Михалковой С. Г., Галанова Н. Ф., Карандова И. Ю., Марина В. Д., Мариной Е.В., Марина Д. В., Малышевой Н. А., Герасимович С. В. - Земских Н. В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 20 мая 2015 года по делу по иску Пушкина Г. Г., Тарасенкова В. М., Перевезенцевой Г. П., Ткаченко Н. Б., Волошина В. В., Козлова С. В., Каленбета А. Ф., Стамболцяна М. С., Коженова А. А., Ревешнина А. В., Сейнера С. И., Ерохиной Г. С., Цукермана П. Б., Михалкова М. И., Соловьева Д. В., Тереховой С. О., Акульшиной Н. В., Денисова Н. О., Михалковой С. Г., Галанова Н. Ф., Карандова И. Ю., Марина В. Д., Мариной Е.В., Марина Д. В., Малышевой Н. А., Герасимович С. В., Чернякова А. В., Захаровой Т. А., Шапошниковой Г. Н., Табачникова Б. Я., Орюпина Е. В., Гревцова В. В., Гордона А. А., общества с ограниченной ответственностью "Калуга-Лидер", открытого акционерного общества "Проектный институт-8 имени Н.Г.Аверьянова" к управлению архитектуры и градостроительства города Калуги, Городской Управе города Калуги о возложении обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛА:
8 апреля 2015 года истцы обратились в суд с иском, в котором просили обязать управление архитектуры и градостроительства г.Калуги в течение 10 календарных дней выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - блок-секции на 39 квартир (4-я очередь) 156-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", со следующими показателями: строительный объем - 9860 куб.м, общая площадь - 2827,3 кв.м, общая площадь жилых помещений (за исключением балконов и лоджий) - 2234,1 кв.м, количество этажей - 10 штук, количество секций - 1 секция, количество квартир всего - 39 штук, в том числе: 1-комнатные - 9 штук/372,3 кв.м, 2-комнатные - 29 штук/ 1799,3 кв.м, 3-комнатные - 1 штука/62,5 кв.м, 4-комнатные - отсутствуют, более чем 4-комнатные - отсутствуют, общая площадь жилых помещений (с учетом балконов и лоджий) - 2443,4 кв.м, материал фундаментов - ж/б монолит, материал стен - кирпичные, бетонный монолит, материал перекрытий - ж/б монолитное, материал кровли - изопласт.
В обоснование требований указали, что собственникам долей в праве собственности на незавершенный строительством дом соответствующий земельный участок предоставлен в аренду, строительство дома фактически завершено и он заселен, к дому подведены коммуникации, заключены договоры на предоставление коммунальных услуг, часть необходимых для ввода жилого дома в эксплуатацию документов представить невозможно ввиду ликвидации застройщика. ООО " "данные изъяты"" выполнен отчет об обследовании технического состояния строительных конструкций, которое оценено как работоспособное, выполненное без отступлений от проектной документации, без нарушения строительных норм и правил, не создающее угрозу для пребывания людей и сохранности оборудования. 30 сентября 2014 года истцы обратились в управление архитектуры и градостроительства г.Калуги с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанной блок-секции, однако ответчиком в выдаче разрешения отказано. Истцы до настоящего времени остаются без оформленных надлежащим образом документов на квартиры, в которых фактически проживают.
Истцы в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представители истцов Земских Н.В., Мутигулин В.Р., Загорудько Ю.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика управления архитектуры и градостроительства г.Калуги, а также привлеченных судом к участию в деле в качестве ответчика Городской Управы г.Калуги и в качестве третьего лица управления строительства и земельных отношений г.Калуги Соловьев Ю.Г. исковые требования не признал.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Фонда поддержки строительства доступного жилья в Калужской области Унковский И.В. против удовлетворения иска не возражал.
Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица Инспекции государственного строительного надзора Калужской области Ладнов В.А. оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что государственный строительный надзор за данным объектом не производился ввиду отсутствия сообщения о начале достройки объекта, а представленное истцами заключение ООО " "данные изъяты"" не позволяет ответить на вопросы о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации, строительным нормам и правилам, требованиям безопасности ввиду его неполноты и необоснованности использованных методов исследований.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения истца Волошина В.В., представителей истцов Земских Н.В. и Мутигулина В.Р., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из дела видно, что за истцами зарегистрированы права на доли в праве собственности на незавершенный строительством объект - многоквартирный дом по адресу: "адрес", назначение: не определено, площадь застройки 362,7 кв.м, степень готовности 70%, инв.N 28229, лит.А3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно распоряжению Городского Головы г.Калуги от 30 ноября 2006 года N 10059-р ГУ "Отдел капитального строительства УВД Калужской области" было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 3-й очереди (39 квартир) 10-ти этажного 156 квартирного жилого дома по адресу: "адрес".
Четвертая очередь объекта - блок-секция на 39 квартир (4-я очередь) 156 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", до настоящего времени в эксплуатацию не введена.
13 мая 2013 года между Городской Управой г.Калуги и истцами по делу был заключен договор аренды земельного участка под незавершенный строительством объект с прилегающей территорией.
4 июня 2013 года издано постановление Городской Управы г.Калуги N 6161-пи об утверждении градостроительного плана земельного участка, предоставленного для завершения строительства указанного дома.
На основании соглашения о сотрудничестве от 5 августа 2013 года, заключенного между ООО "Калуга-Лидер", Фондом поддержки строительства доступного жилья в Калужской области и множественностью лиц (дольщики), ООО "Калуга-Лидер" завершало строительные работы по указанному объекту, включенному в реестр проблемных объектов на территории Калужской области в порядке, установленном Законом Калужской области от 4 июня 2012 года N 283-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калужской области".
27 декабря 2013 года подписан акт завершения строительных работ.
30 сентября 2014 года истцы обратились в управление архитектуры и градостроительства г.Калуги с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства, в чем им было письмом от 10 октября 2014 года N 2958/07-14 отказано со ссылкой на несоблюдение требования законодательства о необходимости предоставления документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается, в том числе документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (пункт 5); документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 6); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (пункт 7); заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса (пункт 9).
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", принятым в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (статья 1), предусмотрены требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях и установлено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий (статья 10).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем в отношении данного объекта государственный строительный надзор не проводился ввиду несообщения в Инспекцию государственного строительного надзора Калужской области о начале достройки объекта, что не оспаривалось истцами.
В обоснование своих требований истцами в материалы дела представлены заключения ООО " "данные изъяты"" по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в том числе достроенной 4-й очереди, согласно которым общее техническое состояние многоквартирного дома оценено как исправное с указанием на отсутствие отступлений от проекта и градостроительного плана земельного участка, нарушений строительных норм и правил, угрозы жизни и здоровья граждан, для пребывания людей и сохранности оборудования, возможную дальнейшую эксплуатацию здания без изменения функционального назначения, соответствие многоквартирного дома строительным, противопожарным, санитарным и иным правилам.
Однако данные заключения не содержат сведений о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, строительным нормам и правилам, требованиям безопасности, о чем указано и представителем Инспекции государственного строительного надзора Калужской области.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из того, что истцами не доказана обоснованность их требований о понуждении ответчика к выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства, при этом предварительного обращения истцов в Инспекцию государственного строительного надзора Калужской области с предоставлением всей имеющейся документации не было, тогда как наличие заключения инспекции является одним из условий для выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Поскольку в силу вышеуказанного пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представление заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, суд пришел к правильному выводу, что при отсутствии в деле доказательств, с достоверностью подтверждающих, что указанный объект капитального строительства - блок-секция на 39 квартир (4-я очередь) 156-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, отвечает требованиям безопасности и не угрожает жизни и здоровью людей, исковые требования удовлетворению не подлежали, при этом судом обоснованно учтено, что в случае изменения обстоятельств, связанных с получением необходимой документации о соответствии многоквартирного дома требованиям, предъявляемым законодательством к построенному объекту капитального строительства, с целью введения его в эксплуатацию, истцы не лишены возможности повторно обратиться в уполномоченный орган за получением разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию и в случае отказа в выдаче такого разрешения оспорить его в соответствии с частью 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 20 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Пушкина Г. Г., Тарасенкова В. М., Перевезенцевой Г. П., Ткаченко Н. Б., Волошина В. В., Козлова С. В., Каленбета А. Ф., Стамболцяна М. С., Коженова А. А., Ревешнина А. В., Сейнера С. И., Ерохиной Г. С., Цукермана П. Б., Михалкова М. И., Соловьева Д. В., Тереховой С. О., Акульшиной Н. В., Денисова Н. О., Михалковой С. Г., Галанова Н. Ф., Карандова И. Ю., Марина В. Д., Мариной Е.В., Марина Д. В., Малышевой Н. А., Герасимович С. В. - Земских Н. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.