Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Усольцевой И.В.,
судей Качура И.О., Лихачевой С.А.,
при секретаре М.М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению мэра Углегорского муниципального района Сахалинской области о признании незаконным представления заместителя Углегорского городского прокурора от 30 апреля 2015 года N10-1в-15
по апелляционной жалобе представителя мэра Углегорского муниципального района Сахалинской области Г.И.Н. на решение Углегорского городского суда от 16 июня 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., объяснения представителя мэра Углегорского муниципального района Сахалинской области Ф.А.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора С.С.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в марте-апреле 2015 года Углегорской городской прокуратурой проведена проверка информации, содержащейся в публикации "Депутат облдумы Болотников: Министерство спорта на Сахалине работает плохо", размещенной в электронных средствах массовой информации. По результатам указанной проверки установлено, что администрация Углегорского муниципального района, в нарушение требований земельного и градостроительного законодательства, предоставляя постановлением от 19 декабря 2013 года N 800 областному государственному автономному учреждению "данные изъяты" в безвозмездное срочное пользование земельный участок для строительства крытого хоккейного корта в городе "адрес", не обеспечила определение технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
30 апреля 2015 года заместителем Углегорского городского прокурора Л.Н.В. в адрес мэра Углегорского муниципального района внесено представление N10-1в-15 о незамедлительном принятии мер к устранению вышеуказанных нарушений действующего законодательства и решению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушение действующего законодательства.
28 мая 2015 года мэр Углегорского муниципального района Ф.А.И. обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанного представления прокурора незаконным, ввиду отсутствия правовых оснований для его внесения.
В обоснование заявленного требования указал, что по смыслу положений статьи 46, частей 7, 9, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83, обязанность предоставлять заинтересованным лицам технические условия возлагается на органы местного самоуправления только в случаях, когда правообладатель земельного участка не определен. В случае, когда правообладатель земельного участка определен, получение технических условий является обязанностью правообладателя земельного участка, в связи с чем, содержащийся в представлении прокурора вывод о невыполнении администрацией Углегорского муниципального района требований закона по определению технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения неправомерен.
Помимо этого, заявитель указал на предположительный характер вывода прокурора о том, что несоответствие направленных администрацией запросов предъявляемым требованиям могло повлечь отказ в предоставлении технических условий, тогда как основанием для применения мер прокурорского реагирования могут являться лишь установленные факты нарушения закона.
Кроме того, заявитель сослался на необоснованность имеющегося в представлении указания на протокол совещания у заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области по вопросу строительства ангара для хоккейного корта в городе Углегорске от 07 мая 2014 года, в котором администрации Углегорского муниципального района указывалось на необходимость предоставления вышеназванному автономному учреждению в срок до 08 мая 2014 года информации о технологическом присоединении к сетям, поскольку данный протокол нормативным правовым актом обязательного соблюдения не является.
Необоснованно, по мнению заявителя, не учтено прокурором и то, что земельный участок предоставлялся в безвозмездное срочное пользование до 19 ноября 2014 года, однако договор безвозмездного срочного пользования земельного участка не был подписан между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района и областным государственным автономным учреждением "данные изъяты" по вине последнего, и что постановление администрации Углегорского муниципального района от 19 декабря 2013 года N800 о предоставлении данного земельного участка утратило силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Сахалинской области.
В судебном заседании суда первой инстанции представители заявителя Г.И.Н. и С.А.А. требование поддержали. Представитель Сахалинской областной прокуратуры и заместителя Углегорского городского прокурора - Р.М.А. с заявлением не согласилась. Мэр Углегорского муниципального района Ф.А.И., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Решением Углегорского городского суда от 16 июня 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе представитель мэра Углегорского муниципального района Г.И.Н. просит указанное решение отменить как незаконное в связи с нарушением судом норм материального права. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении в суд, настаивая на отсутствии правовых оснований для внесения оспариваемой меры прокурорского реагирования.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заместителя Углегорского городского прокурора - Р.М.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции мэр Углегорского муниципального района Ф.А.И., заместитель Углегорского городского прокурора Л.Н.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела посредством факсимильной связи, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не подали, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав Ф.А.Н. - представителя мэра Углегорского муниципального района, прокурора С.С.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вносит представление об устранении нарушений закона (часть 3 статьи 22 Закона).
Статьей 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем представление заместителя Углегорского городского прокурора внесено уполномоченным лицом, отвечает требованиям законности и обоснованности, ввиду чего оснований для признания его незаконным не имеется.
Данный вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, надлежащей оценке собранных по делу доказательств, соответствует закону и установленным обстоятельствам, в связи с чем оснований не согласиться с ним судебная коллегия не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения постановления мэра Углегорского муниципального района от 19 декабря 2013 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка посредством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае предоставления земельного участка посредством процедуры без предварительного согласования места размещения объекта определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения также определяются органом местного самоуправления (часть 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу положений частей 9 и 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, анализ приведенных законоположений позволяет сделать однозначный вывод о том, что независимо от процедуры предоставления земельного участка, именно орган местного самоуправления перед вынесением постановления о предоставлении земельного участка обязан определить, в том числе путем направления запросов, технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением администрации Углегорского муниципального района от 19 декабря 2013 года N 800 областному государственному автономному учреждению "данные изъяты" в безвозмездное срочное пользование предоставлен земельный участок для строительства крытого хоккейного корта в городе "адрес" При этом вопреки вышеизложенным предписаниям закона, до вынесения указанного постановления администрация Углегорского муниципального района не обеспечила определение технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
При таком положении, вывод суда о наличии оснований для внесения вышеуказанной меры прокурорского реагирования является правильным, а доводы в апелляционной жалобе об обратном - несостоятельны, на что верно указано судом при разрешении спора.
Поскольку изложенные в жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм земельного и градостроительного законодательства, основания для отмены или изменения принятого по делу решения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Углегорского городского суда от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэра Углегорского муниципального района - Г.И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Усольцева И.В.
Судьи Качура И.О.
Лихачева С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.