Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Бочкова Л.Б.,
судей Самчелеевой И.А., Пияковой Н.А.,
при секретаре Шарапове М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновской Н.С. к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения,
с апелляционной жалобой Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 27 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Смирновской Н.С. удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области поставить Смирновскую Н.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Смирновской Н.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту из специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., объяснения истца Смирновской Н.С. и ее представителя - Воронова Н.А. .., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Смирновская Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец является сиротой с детства. Ее отец - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ., мать - ФИО2. осуждена к лишению свободы и после своего освобождения лишена родительских прав. Постановлением Главы администрации с. Черновка Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ. опекуном истца была назначена ее бабушка - ФИО3.
Ранее, истец не смогла встать на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и реализовать свое право на жилище, поскольку, ни она, ни ее опекун не обладали познаниями в области права. В настоящее время истец замужем, имеет двоих малолетних детей, какого-либо жилого помещения в собственности не имеет.
Решением Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области от 29.04.2015 г. истцу отказано в постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием оснований, предусмотренных законодательством, так как она обратилась после достижения 23-летнего возраста.
Просила суд, признать необоснованным отказ Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области в постановке ее на учет в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Кинель-Черкасский район Самарской области". Обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Кинель-Черкасский район Самарской области". Обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить ей по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования "Кинель-Черкасский район Самарской области", отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, площадью не ниже установленных норм.
Определением от 17.06.2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по вопросам семьи, материнства и детства администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области - Коновалова Н.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В жалобе указывает на то, что истец обратилась с заявление о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после достижения 23-летнего возраста, в связи с чем, поставить ее на учет не представляется возможным. Истцом не представлено доказательств, что она обращалась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения 23-летнего возраста. Кроме того, ссылается на то, что обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке нарушит права и законные интересы иных граждан, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди и признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Смирновская Н.С. и ее представитель - Воронов Н.А. полагали решение суда законным и обоснованным, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 113 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения стороны истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка (20.11.1989 г.) признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в т.ч. в отношении обеспечения жильем.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты (части 1 и 2 статьи 7).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, часть 1, пункт "ж"), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что родителями Смирновской Н.С. (до брака "данные изъяты"), ДД.ММ.ГГГГ.р. являются ФИО1 и ФИО2.
Отец Смирновской Н.С. - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 лишена родительских прав в отношении детей: "данные изъяты" Н.С. ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ.р.
Таким образом, по делу установлено, истец является лицом, из числа детей-сирот оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением администрации с. Черновка Кинель-Черкасского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N несовершеннолетняя "данные изъяты" Н.С. (после вступления в брак Смирновская) передана под опеку ФИО3.
С момента назначения опеки истец со своими несовершеннолетними братьями ФИО4. и ФИО5 проживала по адресу: "адрес", т.е. по месту жительства опекуна - ФИО3., являющегося собственником указанного жилого помещения.
При этом истец членом семьи собственника не является. В настоящее время Смирновская Н.С. состоит в браке со ФИО6., имеет двоих несовершеннолетних детей, проживает со своей семьей на съемной квартире "адрес".
Из справки, выданной администрацией с.п. Кинель-Черкассы, следует, что Смирновская Н.С. совместно с членами своей семьи имеет временную регистрацию (по 27.01.2016 г.) "адрес".
Согласно представленным сведениям Кинель-Черкасского филиала ГУП СО "ЦТИ" от 07.07.2015 N, за Смирновской ( "данные изъяты") Н.С. право собственности не зарегистрировано.
Согласно письму Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 12.04.1999 N б/н, в соответствии с Постановлением Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 12.04.1999 N Смирновская ( "данные изъяты") Н.С. поставлена на регистрационный учет для получения жилья в 2006 году, и имеет порядковый номер регистрации в списке очередности данного постановления N.
Вместе с тем, как следует из материалов дела истец в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не состоит, жилым помещением, социальной выплатой на приобретение жилого помещения не обеспечивалась.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Согласно ст. 1 Закона N 159-ФЗ, под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из преамбулы Закона N 159-ФЗ (в редакции от 08.02.1998 N 17-ФЗ), положения данного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Законом N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Законом Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 3 указанного Закона Самарской области (в редакции от 10.04.2013 г.) предусмотрен Порядок предоставления и использования жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что 25.12.2013 г. Смирновская Н.С. обращалась в Администрацию Кинель-Черкасского района Самарской области с заявлением о принятии ее на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Указанное заявление с приложенным к нему пакетом документов рассмотрено на жилищной комиссии Администрации Кинель-Черкасского района от 23.01.2014 N и в удовлетворении заявления отказано.
20.04.2015 г. Смирновская Н.С. обратилась в Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области с заявлением о принятии ее на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. На дату подачи данного заявления Смирновской Н.С. исполнилось 25 лет.
Решением Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области от 29.04.2015 N Смирновской Н.С. повторно отказано в постановке ее на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей в связи с отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством, а именно того, что на момент подачи заявления ей исполнилось более 23 лет и, следовательно, она в соответствии с действующим законодательством уже не имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Между тем, разрешая исковые требования, суд правомерно указал на то, что согласно правовой позиции Верховного Суда РФ по спорам о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В связи с этим необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г. следует, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Более того, Президиум Верховного Суда РФ в своем обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями от 20.11.2013 г. указал, что, несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления вышеуказанной категории лиц жилых помещений, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 85-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Судом было установлено, что имело место ненадлежащее выполнение обязанностей по защите жилищных прав истца в тот период, когда она была несовершеннолетней со стороны органом местного самоуправления, которые не только своевременно не поставили ее на учет как ребенка-сироту, но и не разъяснили ей право на реализацию жилищных прав до достижения 23-ти летнего возраста.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в частности, тем обстоятельством, что Постановлением Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 12.04.1999 N Смирновская ( "данные изъяты") Н.С. поставлена на регистрационный учет для получения жилья в 2006 году, и имела порядковый номер регистрации в списке очередности данного постановления N. Однако отсутствуют доказательства, что Смирновская Н.С. с указанного момента обеспечивалась жилым помещением, либо воспользовалась правом на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения до внесения изменений в законодательство, либо является нанимателем жилого помещения, суду не представлено.
Более того, суд также обоснованно отметил в решении и тот факт, что жилое помещение, закрепленное за истцом по адресу: "адрес" не имеет к ней никакого отношения. Членом семьи собственника данного жилого помещения истец не является.
Вышеизложенное, свидетельствует о том, Смирновская Н.С. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Установив юридически значимые обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что вина Смирновской Н.С. в том, что она не встала своевременно на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и нуждающихся в жилом помещении, отсутствует, поскольку орган опеки и попечительства не исполнил обязанность по защите ее прав и не разъяснил необходимость подачи соответствующего заявления.
Таким образом, поскольку Смирновская Н.С. относится к категории граждан - дети, оставшихся без попечения родителей и не имеет каких-либо жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности или по договору социального найма, а жилое помещение, которое было закреплено за ней не является ее собственностью и истец не является членом семьи собственника, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 29.02.2012), которое не реализовала по уважительной причине.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Смирновской Н.С. на момент обращения с заявлением о постановке на учет не относилась к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, поскольку ей было более 23 лет, не могут быть приняты во внимание, так как достижение 23 летнего возраста не может являться основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди нарушит права других граждан, не состоятельны, поскольку положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право каждого на жилище.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
При разрешении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 27 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.