Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Голубевой И.В.
Куловой Г.Р.
при секретаре Гафуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рубцовой М.М. на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Рубцовой М.М. к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан предоставить Рубцовой М.М. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м. - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рубцова М.М. обратилась в суд с иском к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указала, что является сиротой и выпускником детского дома. Письменные обращения к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма не дали положительного результата. Истец просит признать за ней право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма и обязать Администрацию Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и в уточнениях к ней Рубцова М.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что она не присутствовала на судебном заседании и судебной повестки не получала. У нее как у ребенка-сироты возникло право на получение жилья, т.к. право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Закона Республики Башкортостан от дата N N ... "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста ... лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В законах отсутствует норма, которая предписывает ребенку сироте самостоятельно встать на учет в администрацию на получение жилья, такая обязанность лежит на должностных лицах, органах, осуществляющих содержание и воспитание детей-сирот, которые обязаны подавать сведения о том, что ребенок является сиротой и должен быть поставлен на учет на получение жилья. Кроме того, судом не истребованы ее личные дела из детских домов.
Лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом и своевременно. Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что на момент обращения в суд с настоящим иском истице исполнилось ... лет, в то время как из преамбулы указанного Федерального закона, а также из его статьи 1, следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими ... -летнего возраста.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Это конституционное положение получило развитие в текущем гражданском и жилищном законодательстве.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного выше Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что истец Рубцова М.М., дата года рождения, воспитывалась в ГБОУ Чесноковский детский дом адрес Республики Башкортостан с дата по дата и находилась на полном государственном обеспечении в период с дата по дата, что подтверждается справкой N ... от дата Чесноковского детского дома адрес Республики Башкортостан.
дата Рубцова М.М. обратилась в Администрацию Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан с заявлением о включении ее в списки приобретения жилья (однокомнатной квартиры) по программе городского социально жилищного ипотечного кредитования. Данное заявление Администрацией Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан было удовлетворено.
Письмом от дата за N ... Администрация Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщила Рубцовой М.М. о том, что Администрация Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан не имеет оснований принять ее на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения.
Судом первой инстанции установлено и Рубцовой М.М. не оспаривается то, что в органы местного самоуправления по месту жительства (пребывания), так же как и к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся оставшихся без попечения родителей, до достижения 23-летнего возраста с приложением требуемого законом пакета документов, не обращалась, в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не включена, о своих правах до достижения 23-летнего возраста она не заявляла.
При таком положении, поскольку истцом, вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения с указанным выше заявлением в компетентные органы, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для включения истца в список для предоставления жилого помещения вне очереди, как лицу из числа детей-сирот.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможности предварительного принятия лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем такой учет означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом в подтверждение требования о понуждении ответчика к постановке ее на учет в льготный список по предоставлению жилого помещения вне очереди, как лицу из числа детей-сирот, и предоставлении ей жилого помещения вне очереди по договору социального найма не представлено доказательств, подтверждающих право Рубцовой М.М. на получение жилого помещения вне очереди, льготный список по предоставлению жилого помещения нормами действующего законодательства не предусмотрен.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Рубцовой М.М.
Доводы апелляционной жалобы Рубцовой М.М. о том, что она не присутствовала на судебном заседании и судебной повестки не получала опровергаются материалами дела. Согласно почтовому уведомлению Рубцова М.М. получила судебное извещение на судебное заседание дата (л.д.61), однако в судебное заседание не явилась, причину неявки в суд не сообщила и об отложении разбирательства дела не просила. В связи с чем суд правомерно рассмотрел дело в отсутствие истца.
Ссылка в жалобе на то, что у Рубцовой М.М. как у ребенка-сироты возникло право на получение жилья, является необоснованной и опровергается вышеизложенным.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Рубцовой М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья Тимербаев Р.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.