Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 13 октября 2015 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Смолина А.А.,
судей: Шигаповой СВ., Сапрыгиной Л.Ю.,
при секретаре: Парневовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Казакова Ю.В. на решение Советского районного суда г. Челябинска от 09 июня 2015 года по административному исковому заявлению Казакова Ю.В. о признании незаконным отказа комиссии Главного Управления МЧС России по Челябинской области в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании осуществить постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казаков Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Главного Управления МЧС России по Челябинской области (далее- МЧС) об отказе в принятии на учет Казакова Ю.В. для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи из трех человек, оформленное протоколом заседания комиссии МЧС по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения **** от 19.12.2014 года; возложении на МЧС обязанности принять Казакова Ю.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из трех человек при нормативе жилых помещений **** кв.м. по пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" с 10.12.2014 года.
В обоснование заявления указано на то, что Казаков Ю.В. является сотрудником Государственной противопожарной службы, общая продолжительность службы составляет более 20 лет. Имеет право на единовременную социальную выплату, предусмотренную ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях
сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В декабре 2014 года обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в Главном управлении МЧС России по Челябинской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о принятии на учет, для получения данной выплаты на состав семьи из трех человек. Решением комиссии, оформленным протоколом N 8 от 19.12.2014 года, ему отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи из трех человек по причине превышения учетной нормы площади жилых помещений на человека, равной **** кв.м. Так, истец Казаков Ю.В. зарегистрирован с 02.11.1990г. в 3-х комнатной квартире по адресу: **** общей площадью **** кв.м., принадлежащей отцу истца К.В.Н. Также в указанной квартире зарегистрирован К.В.Н. Принимая во внимание, что у истца отсутствует иное место жительство, он имеет право пользование указанным помещением. Таким образом, на истца в квартире приходится **** кв.м. Временно в данной квартире также зарегистрированы жена истца К.Н.А. и сын К.А.Ю. Супруга истца К.Н.А. и сын К.А.Ю. постоянно зарегистрированы в квартире по адресу: **** общей площадью **** кв.м. К.Н.А. и К.А.Ю. имеют право пользование указанным жилым помещением. Всего в данной квартире зарегистрированы 6 человек, на 1 человека приходится по **** кв.м. На супругу и сына истца приходится **** кв.м. То есть на семью Казакова Ю.В. из трех человек в пользовании приходится **** кв.м. (****+****), что превышает норматив учетной нормы площади жилых помещений на человека, равный **** кв.м. Считает данный отказ незаконным, поскольку регистрация по месту жительства не определяет права на жилое помещение. Жилые помещения, где зарегистрирован истец и члены его семьи, никому из них не принадлежат на каком - либо праве. Истец со своей семьей проживает в не принадлежащем им жилом помещении (на праве пользования по договору найма от 01.04.2014 года), а регистрация по месту жительства является административным актом, свидетельствующим о месте проживания, но не о правах на жилое помещение.
Административный истец Казаков Ю.В., его представитель Осинцев А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика МЧС - Кирилина Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Казаков Ю.В. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование
доводов жалобы обращает внимание на фактическое совместное проживание его и членов его семьи. Указывает на то, что ни он, ни члены его семьи, а именно супруга и сын, в одном жилом помещении со своими родственниками по адресам регистрации фактически не проживают, общее хозяйство не ведут, в качестве членов семьи не вселялись и таковыми в соответствии с положениями ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ не признавались. Обращает внимание на то, что он проживает совместно со своей семьей в не принадлежащем им жилом помещении, а регистрация по месту жительства является административным актом, свидетельствующим о месте проживания, но не о правах на жилое помещение.
Административный истец Казаков Ю.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Казакова Ю.В. - Осинцев А.С. в суде апелляционной инстанции в качестве представителя допущен не был.
Представитель административного ответчика МЧС в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные
звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Казаков Ю.В. проходит службу в ФГКУ "8 Отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" в должности ****. По состоянию на 17.02.2014 года стаж службы в Государственной противопожарной службе составляет 22 года 5 месяцев (л.д. 65-78).
10.12.2014 года Казаков Ю.В. обратился с рапортом на имя председателя комиссии МЧС о принятии его с составом семьи 2 человека (супруга -К.Н.А., сын К.А.Ю.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N369 (л.д. 18-21,24).
19.12.2014 года Комиссией МЧС по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Казакову Ю.В. отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с 10.12.2014 в составе
семьи из 3 человек по причине превышения учетной нормы площади жилых помещений на человека, равной **** кв.м. Решение Комиссии оформлено протоколом N 8 (л.д. 6-8).
Суд первой инстанции, правильно применив положения Федерального закона от 30.12.2012 года N 282-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, законности оспариваемого отказа Комиссии, отсутствии нарушения прав и законных интересов Казакова Ю.В.
Приходя к такому выводу, судом первой инстанции было учтено, что истец Казаков Ю.В. зарегистрирован с 02.11.1990 года в 3-х комнатной квартире по адресу: ****, общей площадью **** кв.м., собственником которой является отец административного истца -К.В.Н., на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан N **** от 03.02.2006 года, также зарегистрированный в данном жилом помещении. Пунктом 5 данного договора предусмотрено, что Казаков Ю.В., являясь членом семьи К.В.Н., в приватизации не участвует, но имеет право пользования данной квартирой в порядке ст. 292 Гражданского кодекса РФ (л.д.25-26,40-41,83, 90-91). Таким образом, Казаков Ю.В. имеет право пользования жилым помещением по адресу: ****, общей площадью **** кв.м., на административного истца в квартире приходится **** кв.м.
К.Н.А., **** года рождения, К.А.Ю., **** года рождения, зарегистрированы по адресу: ****, общей площадью **** кв.м. Данное жилое помещение принадлежит Х.Т.В. (мать- К.Н.А.), на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 10.09.1992 года (л.д. 35-36, 49-50,108).
В указанной квартире по месту жительства зарегистрировано шесть человек, на каждого члена семьи приходится **** кв.м (****/6=****) (л.д.103,108).
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Казакова Ю.В. составляет **** кв.м ((**** х 2 + ****)=**** кв.м/3=**** кв.м), что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, установленную п.п. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 282-ФЗ (**** кв.м.).
Фактически семья Казакова Ю.В. проживает по адресу: **** общей площадью **** кв.м. по договору безвозмездного пользования у собственника С.Е.В. (л.д. 95-102).
Принимая во внимание изложенное выше, судебная коллегия
соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку совокупность условий, необходимая для удовлетворения требований отсутствует.
Доводы жалобы о том, что Казаков Ю.В., а также члены его семьи: супруга и сын в одном жилом помещении со своими родственниками по адресам регистрации фактически не проживают, общее хозяйство не ведут, в качестве членом семьи не вселялись и таковыми в соответствии с положениями ч. 1 ст.31 Жилищного кодекса РФ не признавались, правильные выводы суда о наличии у Казакова Ю.В., К.Н.А., К.А.Ю. права пользования помещениями, в которых они зарегистрированы не опровергают.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Как следует из материалов дела, Казаков Ю.В. на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и рассмотрения данного заявления комиссией МЧС был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ****, как член семьи собственника жилого помещения, при этом на каждого члена семьи приходилось более **** кв.м общей площади жилого помещения **** кв.м.
К.Н.А. и К.А.Ю., были зарегистрированы в квартире по адресу: ****, как члены семьи собственника жилого помещения, при этом на каждого члена семьи приходилось **** кв.м общей площади жилого помещения **** кв.м.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Казакова Ю.В. составляет **** кв.м.
При таких обстоятельствах у Казакова Ю.В не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 данной нормы, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила **** кв. м. Следовательно, ему было правомерно отказано административным ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Является ошибочной и ссылка Казакова Ю.В. на то, что для признания Казакова Ю.В., К.Н.А., К.А.Ю. членами семьи собственников жилых помещений требуется установление факта ведения ими общего хозяйства с собственниками жилых помещений, как не соответствующая положениям ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что Казаков Ю.В. фактически проживает совместно со своей семьей в не принадлежащем им жилом помещении по другому адресу, а регистрация по месту жительства является административным актом, свидетельствующим о месте проживания, но не о правах на жилое помещение, являются несостоятельными. Фактическое проживание истца и членов его семьи не по адресам их регистрации само по себе не опровергает факт обеспеченности истца жилой площадью и вселения его и членов его семьи собственниками К.В.Н. (отцом Казакова Ю.В.) и Х.Т.В. (матерью К.Н.А.) в жилые помещения в качестве членов семьи.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и указанным доводам дана в решении правильная, основанная на нормах материального права оценка, по существу сводятся к переоценке правильных выводов суда и не опровергают законность принятого судом решения.
Суд разрешил возникший спор с учетом требований закона и установленных обстоятельств, оснований для отмены решения суда первой
инстанции в апелляционном порядке, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 306, 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казакова Ю.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.