Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Жуковой Н.А.
судей -Макаровой Л.В. и Комаровской Е.И.
при секретаре Кораблёвой Е.С.
с участием представителя Новгородской областной прокуратуры ФИО9, представителя Совета депутатов Ивановского сельского поселения и Администрации Ивановского сельского поселения ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2015 года по докладу судьи Комаровской Е.И. апелляционную жалобу Совета депутатов Ивановского сельского поселения Старорусского района Новгородской области на решение Старорусского районного судаНовгородской области от 27 января 2015 года, которым заявление Новгородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено частично и постановлено:
признать положения пункта 1.4 (в части обязания собственников, владельцев, пользователей или арендаторов осуществлять благоустройство прилегающих территорий), пункта 2.4 (в части обязания землепользователей осуществлять уборку прилегающих территорий), пункта 6.2 (в части обязания землепользователей обеспечивать уход за зелеными насаждениями на прилегающих территориях), пункт 9.1 (в части обязания лиц, осуществляющих торговлю, владельцев палаток, киосков, павильонов по уборке прилегающих территорий) Правил благоустройства Ивановского сельского поселения, утвержденных Решением Совета депутатов Ивановского сельского поселения N101 от 05 июля 2012 года, противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу,
в остальной части в удовлетворении заявления отказано,
УСТАНОВИЛА:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор (далее -прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1.4, 2.4, 3.6, 4.3, 6.2, 9.1 Правил благоустройства Ивановского сельского поселения, утвержденных Решением Совета депутатов Ивановского сельского поселения от 05 июля 2012 года N101 (далее - Правила). В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые пункты Правил обязывают неограниченный круг лиц во внедоговорном порядке содержать, благоустраивать (озеленять) и убирать территории, не принадлежащие им на праве собственности или ином вещном праве, являющиеся муниципальной собственностью, в то время как действующим федеральным законодательством органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по установлению для организаций, не находящихся в муниципальной собственности, а такжеграждан обязанности по уборке, содержанию и ремонту имущества, не принадлежащего данным организациям и гражданам. Указывает, что названные пункты Правил противоречат Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и влекут необоснованные материальные и временные затраты для граждан и хозяйствующих субъектов, обязанных содержать прилегающую к их земельным участкам территорию, а потому подлежат признанию недействующими.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов Ивановского сельского поселения ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 19 части 1 статьи 14Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) по вопросам местного значения установлено, что к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Поскольку действующее федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает, следовательно, такая обязанность на указанных лиц может быть возложена лишь на основании договора.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Совета депутатов Ивановского сельского поселения N101 от 05 июля 2012 года утверждены Правила благоустройства Ивановского сельского поселения (далее - Правила).
Пунктами 1.4, 2.4, 6.2 и 9.1 Правил на граждан и юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами объектов недвижимости возложена обязанность осуществлять: благоустройство и содержание, уборку прилегающей территории, соблюдать чистоту и порядок на ней, а также обеспечивать собственными силами сохранность, надлежащий уход и спиливание зеленых насаждений на указанных прилегающих территориях.
При этом, исходя из положений пункта 1.3 Правил (основные понятия, применяемые в настоящих Правилах), под прилегающей территорией понимается земельный участок, прилегающий к собственной территории (земельному участку или зданию (части здания), сооружения юридического или физического лица который,в отличии от закрепленной территории, понятие которой содержитсяв этом же пункте Правил, не закреплен за указанными лицами для уборки и содержания.
Установив, что положения пунктов 1.4, 2.4, 6.2 и 9.1 Правил в частивозлагающей на собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что может устанавливаться только федеральным законом (отсутствует) либо договором, который в данном случае также отсутствует, суд первой инстанции правомерно признал, что данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно заявленные прокурором требования в части признания пунктов 1.4, 2.4, 6.2 и 9.1 Правил противоречащими закону и недействующими удовлетворил.
Доводы, изложенные в жалобе, как основанные на ином неверном толковании закона не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены судебная коллегия не находит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 27 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Ивановского сельского поселения Старорусского района Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Жукова
Судьи Л.В. Макарова
Е.И. Комаровская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.