судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Захаровой Т.А., Зарубина А.В.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Егорова Александра Ивановича об оспаривании действий органа государственной власти
по апелляционной жалобе Егорова Александра Ивановича
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 27 июля 2015 года, которым в удовлетворении требований Егорова Александра Ивановича отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егоров А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
01 июня 2015 года он обратился в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области с заявлением о получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Письмом от 10 июня 2015 года ему было отказано в виду отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, а также в связи с тем, что земельный участок находится в зоне затопления.
Считает указанный отказ незаконным, поскольку в полномочия Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области не входит проведение правовой экспертизы правоустанавливающих документов. Зарегистрированное право собственности на земельный участок никем не оспорено и недействительным не признано, а довод о нахождении земельного участка в зоне затопления не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, так как не основан на нормах права.
Просил суд признать незаконным отказ Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10 июня 2015 года N " ... " в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке площадью " ... " кв. м. с кадастровым номером N " ... ", расположенном по адресу: "адрес"
Обязать Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области выдать разрешение на строительство жилого дома.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Егоров А.И. оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание явился представитель Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по доверенности - М.Р..
Другие лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 КАС РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 7 ст. 150 КАС РФ в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав возражения представителя Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области М.Р.., по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно п. 6 ч. 5 указанной статьи разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая территория.
В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 94, пункта 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе земли природных парков. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом "в" ч. 2, ч. 5 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения.
Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.
Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона (ст.ст.18 и 19 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Из приведенных норм Закона следует, что принятие решения об образовании природного парка - прерогатива органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом не исключается возможность расположенного природного парка не только на землях, предоставленных природному парку в бессрочное (постоянное) пользование, но и на землях иных пользователей, а также собственников.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утвержденном органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные положения установлены ст. ст. 2, 19, 20, 21 Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ.
Законом Волгоградской области "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" N 641-ОД от 07.12.2001 определено, что к полномочиям администрации Волгоградской области отнесены вопросы принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение положения о данных территориях. Задачи и особенности режима охраны и использования конкретного природного парка определяются положением о нем, утвержденным администрацией Волгоградской области (статьи 11, 16, 18 Закона).
В соответствии с пунктом 1.3. Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденным постановлением Главы администрации Волгоградской области N 917 от 17.06.2010 территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области.
Согласно подпункту 1 пункта 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, подпункта 2 пункта 2.6.1 административного регламента Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, находящейся в ведении Комитета, утвержденным приказом Комитета от 19.03.2012 года N 183/01, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство в целях реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства необходим, в том числе и правоустанавливающий документ на земельный участок.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании договора купли - продажи от 07 сентября 2010 года Егоров А.И. является собственником земельного участка площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес"
Согласно сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Росреестра по Волгоградской области земельный участок с кадастровым номером N " ... " образован 11 ноября 2011 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером N " ... ".
Первичное право собственности на земельный участок с кадастровым номером N " ... " возникло на основании постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N " ... " от 12 августа 2009 года, согласно которому указанный земельный участок был передан в собственность бесплатно П.А..
Данных, подтверждающих нахождение земельного участка с кадастровым номером N " ... " в муниципальной собственности, Государственный кадастр недвижимости не содержит.
В соответствии с пунктом 10 ст. 3 Федерального Закона N 137-РФ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение их к конкретному виду собственности, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 19 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Постановлениями Главы администрации Волгоградской области N 404 от 05.06.2000 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и от 26.04.2002 N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" создан природный парк и утверждены его границы.
Спорный земельный участок входит в состав земель ГБУ ВО "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером N " ... ", в результате раздела которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером N " ... ", на момент его приватизации П.А ... являлся собственностью Волгоградской области.
Само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером N " ... ", в результате раздела которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером N " ... ", его принадлежности к государственной собственности не изменяет, поскольку согласно статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Следовательно, орган местного самоуправления, то есть администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области была не вправе распоряжаться указанным земельным участком, расположенном в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", отнесенного к собственности Волгоградской области.
При таких обстоятельствах, постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N " ... " от 12.08.2009 о передаче в собственность бесплатно земельного участка П.А ... принято в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства.
01 июня 2015 года Егоров А.И. обратился в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области с заявлением о получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу.
Письмом от 10 июня 2015 года N " ... " Егорову А.И. в выдаче разрешения на строительство было отказано. При этом Комитетом было указано на отсутствие правоустанавливающего документа на спорный земельный участок.
Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции и подтверждены материалами дела.
Исходя из указанных обстоятельств, с учетом приведенных выше норм права, судебная коллегия соглашается с выводом суда о правомерности действий Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по отказу Егорову А.И. в выдаче разрешения на строительство жилого дома, поскольку отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2.9.1 указанного выше Регламента является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Доводы апелляционной жалобы Егорова А.И. направлены на повторное изложение своей позиции по делу, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 27 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Егорова Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.