Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Балашовой И.Б.
при секретаре Пахотиной Е.И.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области Дружининой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Руднянского района Волгоградской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействие администрации Руднянского муниципального района в части отсутствия специализированного муниципального маневренного жилищного фонда, возложении обязанности
по апелляционному представлению прокурора Руднянского района Волгоградской области
на решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 21 июля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Руднянского района Волгоградской области отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Руднянского района Волгоградской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействие администрации Руднянского муниципального района в части отсутствия специализированного муниципального маневренного жилищного фонда, возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения органом местного самоуправления требований действующего жилищного законодательства было выявлено, что на территории Руднянского муниципального района отсутствует маневренный жилищный фонд.
Неисполнение администрацией обязанности по созданию маневренного фонда на территории муниципального образования приводит к нарушению конституционных прав граждан на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области в части отсутствия на территории Руднянского муниципального района маневренного жилищного фонда администрации Руднянского муниципального района.
Обязать администрацию Руднянского муниципального района создать маневренный жилищный фонд в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Руднянского района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание явился прокурор Волгоградской областной прокуратуры - Дружинина И.А.
Другие лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 КАС РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 7 ст. 150 КАС РФ в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав прокурора Дружинину И.А., поддержавшую доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в ходе проведенной прокуратурой Руднянского района Волгоградской области проверки исполнения органом местного самоуправления требований жилищного законодательства установлено, что на территории Руднянского муниципального района отсутствуют помещения маневренного жилищного фонда.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
В обоснование своих требований прокуратура Руднянского района Волгоградской области ссылается на положения Жилищного кодекса РФ и Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ст. 19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно п.п. 1, 4, 5, 8 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Статья 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относит помещения маневренного фонда.
Согласно ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Вместе с тем, положения указанных норм права не указывают на обязанность органа местного самоуправления создания маневренного фонда.
Жилищным кодексом РФ допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 88 ЖК РФ, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставлять им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В силу статей 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Вопросы местного значения муниципального района перечислены в статье 15 указанного Федерального закона, из которой следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится: владение, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; до 01 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
Таким образом, положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда не обязываются.
Расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как и любого иного вопроса местного значения, закрепленного ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допустимо.
Указанная правовая позиция приведена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.03.2011 года N 2-П по делу о проверке конституционности положения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита".
Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав.
Отнесение указанных полномочий к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные прокурором требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию Руднянского муниципального района к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями администрации.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что прокурор, заявляя требования о признании незаконным бездействие администрации Руднянского муниципального района в части отсутствия и создания специализированного муниципального маневренного жилищного фонда, не учел, что к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, обязанности, возложенной на него федеральными законами и иными нормативными актами.
Однако, требования Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относят к вопросам местного значения муниципального района создание маневренного фонда, и не обязывают администрацию муниципального района к его созданию, и не содержат указаний на обстоятельства создающую угрозу нарушения жилищных прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Доводы апелляционного представления прокурора о том, что у администрации Руднянского муниципального района имеются предусмотренные законом полномочия в сфере жилищных отношений направлены на повторное изложение своей позиции по делу, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Руднянского района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.