Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Закрытого акционерного общества Торговый дом "РостовЦУМ" Ситникова А.Р. на решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Закрытого акционерного общества Торговый дом "РостовЦУМ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда отдела правового надзора и контроля N 1 Государственной инспекции труда в Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Закрытое акционерное общество Торговый дом "РостовЦУМ" (далее по тексту - ЗАО ТД "РостовЦУМ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица обжаловал его в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 августа 2015 года постановление государственного инспектора труда отдела правового надзора и контроля N 1 Государственной инспекции труда в Ростовской области от 02 июля 2015 года оставлено без изменения, жалоба Ситникова А.Р. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, Ситников А.Р. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи. В обоснование жалобы указывает, что проверка проведена Государственной инспекцией труда в Ростовской области с нарушением пункта 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года). Вместо выездной проверки юридического лица по месту его регистрации была проведена документарная проверка с нарушением срока предоставления необходимых документов. Кроме того, заявитель не согласен с нарушениями перечисленными в решении суда. Считает, что ФИО2 в 2012 году проходил проверку знаний требований охраны труда в ГАУ РО "ОУКЦ" Труд", о чем получил удостоверение N 394 от 25 июня 2012 года. По результатам аттестации рабочих мест в ЗАО ТД "РостовЦУМ" не предусмотрена выдача сотрудниками смывающих и (или) обезвреживающих средств, в связи с чем не нужны и карточки учета выдачи данных средств. Данные нарушения считает малозначительными.
В судебном заседании директор юридического лица, Ситников А.Р., представитель ЗАО Торговый Дом "РостовЦУМ" ФИО3 поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представители Государственной инспекции труда в Ростовской области ФИО4, ФИО5, просили решение судьи оставить без изменения.
Судья областного суда, изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав в судебном заседании объяснения явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда; (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О специальной оценке условий труда" работник вправе: 1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте; 2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; 3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ). Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно п. 13 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 N 14742) работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28 н). Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н) Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника. (абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н) Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.
В соответствии с п. 24 "Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 20.02.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 N 20562) работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Из материалов дела усматривается, что Государственной инспекцией труда в Ростовской области в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проведена проверка соблюдения норм трудового законодательства в отношении ЗАО Торговый Дом "РостовЦУМ", расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в ходе, которой выявлены нарушения трудового законодательства, а именно
- в нарушение ст. 212 ТК РФ, ч. 5 ст. 15 ФЗ N 426 от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда" работники (Ситников А.Р., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Бондарева О,В.) не ознакомлены с картой аттестации рабочих мест.
- в нарушение ст. 212, 221 ТК РФ, "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 N 14742) согласно представленным документам, работникам предприятия ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО12, ФИО17, ФИО9, ФИО18 не выдаются средства индивидуальной защиты (халат хлопчатобумажный - 4 шт., перчатки с полимерным покрытием - 4 пары, перчатки резиновые - 4 пары, сапоги резиновые - 2 пары, рукавицы комбинированные - 2 пары, ботинки кожаные - 2 пары), отсутствует подпись в личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.
- в нарушение ст. 212 ТК РФ, "Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 20.02.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 N 20562) в ЗАО ТД "РостовЦУМ" не ведутся карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
- в нарушение ст. 212 ТК РФ работодателем не произведен инструктаж ФИО19 по охране труда. Представлен журнал регистрации вводного инструктажа, согласно которому ФИО19 прошел инструктаж 18 марта 2015 года, провел инструктаж ФИО2 Однако, ФИО2 согласно удостоверению N 317 прошел проверку знаний 10 июня 2015 года. Таким образом, по состоянию на 18 марта 2015 года инструктаж был проведен не надлежащим лицом, соответственно ФИО19 вводный инструктаж не проведен.
- в нарушение ст. 212 ТК РФ работодателем не произведен вводный инструктаж и допущены к работе без прохождения в установлено порядке обучения и проверки знаний требования охраны труда работники ( ФИО19)
По результатам проверки в отношении ЗАО Торговый Дом "РостовЦУМ", за совершение вышеуказанного нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 24 июня 2015 года по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора труда от 02 июля 2015 года ЗАО Торговый Дом "РостовЦУМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Вина юридического лица в совершении правонарушения подтверждается: распоряжением (приказом) заместителя руководителя государственной инспекции труда в Ростовской области от 10 июня 2015 года; уведомлением о проведении проверки от 10 июня 2015 года; актом проверки от 24 июня 2015 года; предписанием об устранении выявленных нарушений трудового законодательства от 24 июня 2015 года; протоколом об административном правонарушении от 24 июня 2015 года; постановлением о назначении административного наказания от 02 июля 2015 года; штатным расписанием ЗАО ТД "РостовЦУМ" от 01 января 2015 года; протоколом оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной зашиты на рабочем месте N 19; протоколом оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте N 16; пояснениями старшего администратора ФИО20; журналом регистрации вводного инструктажа от 10 января 2015 года; журналом регистрации инструктажа на рабочем месте от 11 января 2013 года; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 01; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 03; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 04; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 06; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 16; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 18; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 19; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 21; картой аттестации рабочего места по условиям труда N 23; ведомостями учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений; карточками учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Совершенное ЗАО Торговый Дом "РостовЦУМ" административное правонарушение правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Обстоятельства административного правонарушения установлены судьей районного суда верно, представленные доказательства получили надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств не имеется.
Несостоятельны доводы жалобы о несоблюдении должностными лицами требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно материалам дела, распоряжением (приказом) Государственной инспекцией труда в Ростовской области от 10 июня 2015 года с целью всестороннего и полного изучения и анализа обстоятельств и фактов, изложенных в информации, объективной оценки действия (бездействия) работодателя по результатам надзорно-контрольного мероприятия, принятия мер инспекторского реагирования в рамках установленных полномочий в строгом соответствии с действующим законодательством, на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2015 года.
В соответствии с п. 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Законом N294 установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, включающий уведомление административным органом о проведении плановой проверки не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения заказным почтовым отправлением с уведомлением или иным доступным способом. Исследование материалов дела показывает, что указанный порядок административным органом не нарушен. Кроме того, доводы жалобы о нарушении порядка проведения проверки, являлись предметом рассмотрен6ия суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы о нарушении иных требований закона о защите прав юридических лиц относительно порядка проведения ГИТ по РО проверки опровергаются имеющимися в материалах дела документами. Ссылка в жалобе на то, что административным органом была проведена не выездная плановая проверка, а документарная, не является основанием для признания результатов данной проверки недействительными, поскольку к грубым нарушениям, предусмотренным ст. 20 ФЗ N294, не относится. Более того, как видно из запроса ГИТ по РО от 17.06.2015г. документы были истребованы административным органом в связи с отказом их предоставления в ходе проведения выездной проверки.
Довод жалобы о том, что заявитель считает нарушения малозначительными не может повлечь отмену решения.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом проверки в суде первой инстанции и ставили бы под сомнение состоявшееся судебное решение, жалоба директора ЗАО Торговый Дом "РостовЦУМ" Ситникова А.Р. не содержит.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ЗАО ТД "РостовЦУМ" в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Оснований для отмены решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу Ситникова А.Р. - без удовлетворения.
СУДЬЯ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.