Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Суярковой В.В.
судей областного суда Шкобенёвой Г.В., Гоменок З.И.,
при секретаре Чеплянской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 октября 2015 года по докладу судьи Гоменок З.И. дело по апелляционной жалобе главного специалиста Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдовой О.П. на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 15 июня 2015 года по гражданскому делу по иску ВНМ к Фокинской районной администрации г. Брянска об оспаривании отказа в постановке на жилищный учет,
УСТАНОВИЛА:
ВНМ в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ГИС обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что она с 05 июня 1997 г., а несовершеннолетний ГИС с 01 июня 2011 г. по 28 июля 2014 г. были зарегистрированы и проживали по адресу: "адрес" по месту жительства её ( ВНМ) родителей.
В 2014 г. они добровольно выехали из зоны с правом на отселение и временно зарегистрировались по месту проживания по договору найма жилого помещения по адресу: "адрес".
Решением комиссии по жилищным вопросам при Фокинской районной администрации г. Брянска от 09 декабря 2014 г., ей отказано в постановке на жилищный учет на основании ст. 53 ЖК РФ.
Ссылаясь на необоснованность принятого решения, а также положения ст.ст. 13, 14, 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" просила признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при Фокинской районной администрации г. Брянска от 09 декабря 2014 г. об отказе ей в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Фокинскую районную администрацию г. Брянска поставить на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 20 ноября 2014 г.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 15 июня 2015 года исковые требования удовлетворены.
Суд постановил признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при Фокинской районной администрации гор. Брянска от 09 декабря 2014 г. об отказе ВНМ в постановке на жилищный учет.
Обязать Фокинскую районную администрацию гор. Брянска поставить ВНМ на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 20 ноября 2014 г. (с даты обращения) составом семьи два человека ( ВНМ, ГИС).
В апелляционной жалобе главный специалист Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдова О.П. просила решение отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав представителя истицы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ВНМ с 05 июня 1997 г., а несовершеннолетний сын истицы ГИС с 01 июня 2011 г. по 28 июля 2014 г. были зарегистрированы и проживали по адресу: "адрес" по месту жительства родителей истицы.
В 2014 г. ВНМ и ГИС добровольно выехали из зоны с правом на отселение и временно зарегистрировались по месту проживания по договору найма жилого помещения по адресу: "адрес".
Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ВНМ и ее несовершеннолетнему сыну ГИС выданы удостоверения серии АК N 003734 от 15 сентября 2014 г. и серии АК N 014155 от 06 октября 2014 г., согласно которым истица и ее сын являются гражданами, добровольно выехавшими из зоны проживания с правом на отселение.
20.11.2014 года ВНМ обратилась в Фокинскую районную администрацию гор. Брянска с заявлением о постановке на жилищный учет.
Решением комиссии по жилищным вопросам при Фокинской районной администрации гор. Брянска от 09.12.2014 года истице отказано в постановке на жилищный учет по основанию, предусмотренному ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался п. 7 ст. 13, п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.ст. 53, 54 ЖК РФ и исходил из того, что выезд истца из жилого помещения, расположенного в г. Клинцы Брянской области, не может являться ухудшением жилищных условий, поскольку данный населенный пункт относиться к зоне проживания с правом на отселение, т. е. является загрязненной зоной, что дает истице и ее сыну право на такой выезд в соответствии с вышеуказанными нормами Законов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения требований относительно ВНМ
В силу п. 11 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" от 15.05.1991 г., с последующими изменениями и дополнениями, гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения предусмотренные пунктами 3-12 части 1 статьи 14 и пунктами 2 и 3 части 1 статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части 1 статьи 14, пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 15 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируется (п. 7 ст. 17) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.
Согласно удостоверениям серии АК N 014155, выданным 06.10.2014 г. Департаментом строительства и архитектуры Брянской области, ВНМ имеет статус лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, где она проживала в период с 26.04.1986 г. по 28.07.2014 г., в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1.(ст. 22 Закона )
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истица относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, имеющих право на меры социальной поддержки.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оговорены законодателем в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальною найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 3-П пункт 7 статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.
Из поквартирной карточки ТСЖ "Радиан" следует, что истица и её несовершеннолетний сын с 08.08.2014 зарегистрированы на основании договора найма жилого помещения в "адрес" "адрес", собственником которой является ГСС
Согласно договора найма жилого помещения от 11.08.2014 года, площадь комнаты составляет 10,9 кв.м., т.е. менее учетной нормы на каждого проживающего, установленной в г. Брянске.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах ВНМ, ГИС на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества отсутствует.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда о нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции аргументировал свой вывод о необоснованности отказа в постановке истицы на жилищный учет.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" от 21 марта 2006 г. N 153, с последующими изменениями и дополнениям, установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно ст. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федеральною бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации oт 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, по мнению судебной коллегии, истица имеет право состоять в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с исполнением Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (с последующими изменениями и дополнениями) в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Целью данной подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся и жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ. Так, в соответствии с п.п.1 и 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся и жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований, указанных в ст. 54 ЖК РФ, расширительному толковании не подлежит.
В то же время, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции в части постановки истицы на жилищный учет составом семьи два человека, в виду следующего.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний ГИС зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу ГСС, по адресу: "адрес" следовательно, вселившись в данное жилое помещение приобрел право пользования указанным жилым помещением в силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Площадь жилого помещения составляет 55,7 кв. м. Согласно поквартирной карточки на момент разрешения спора на данной площади зарегистрировано три человека. Учитывая, что площадь занимаемого истицей жилого помещения по указанному адресу составляет 10,9 кв.м, соответственно на несовершеннолетнего ГСС приходится 22,4 кв.м.
При таких обстоятельствах, в силу положений Жилищного кодекса РФ, так и постановления Брянской городской администрации от 25.05.2005 г. N 1824-п, несовершеннолетний сын истицы не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, поскольку приобрел право пользования жилым помещением, обеспечен жилой площадью свыше установленной законом нормы, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для постановки на жилищный учет истицы составом семьи два человека. В указанной части решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 15 июня 2015 года в части постановки на жилищный учет составом семьи два человека изменить, обязав Фокинскую районную администрацию г. Брянска поставить ВНМ на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 20 ноября 2014 года (с даты обращения) составом семьи одни человек.
В остальной части решение Фокинского районного суда г. Брянска от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Суяркова
Судьи областного суда Г.В. Шкобенёва
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.