Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего СУЯРКОВОЙ В.В.
судей областного суда ШКОБЕНЁВОЙ Г.В.
КИСЕЛЁВОЙ Е.А.
при секретаре ГИНЬКИНОЙ О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Суярковой В.В. 13 октября 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Володарского районного суда г. Брянска от 16 июля 2015 года по иску ФИО1, ФИО2 к Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что они являются собственниками комнаты общей площадью 39, 4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", по 1/2 доли каждый.
Согласно технического обследования, проведенного в мае 2010 г. ООО "Горстройсервис", установлено, что жилой "адрес" возведен не в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, техническими условиями и нормативными документами по противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими нормами, а также нормативными документами по обеспечению экологической безопасности и эксплуатации объекта и нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Дом не может эксплуатироваться в качестве жилого дома.
Решением межведомственной комиссии Володарской районной администрации г. Брянска от 26.06.2010 г. дом включен в список для переселения граждан.
Постановлением Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. N 1018-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Брянск"(2013-2015 г), в которой дом N 7 с общим процентом износа 86, 1 был запланирован к переселению в 2014 г.
Однако Брянской городской администрацией до настоящего времени благоустроенное жилое помещение им не предоставлено, на неоднократные обращения к ответчику по вопросу переселения их семьи из аварийного дома, обращения оставлены без удовлетворения.
Истцы просили суд признать незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившееся в неисполнении постановления Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. N 1018-п "Об утверждении муниципальной адресной программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Брянск" на 2013-2015г.", в которой "адрес" с общим износом 86, 1 % был запланирован к переселению на 2014 год.
Возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность предоставить ФИО1, ФИО2 в первоочередном порядке в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Брянска, взамен признанного аварийным и непригодным для проживания, общей площадью не менее 39, 4 кв.м.
Представитель Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска - Афонина О.В. требования не признала, пояснив, что жилищные права истцов не нарушали, "адрес", признанный ветхим и непригодным для постоянного проживания, включен в список сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению, переселение будет осуществлено в четвертом квартале 2016г. В данную программу включаются дома с высоким уровнем износа, причем исходя из степени износа - от более низкой к более высокой. Основным принципом жилищного законодательства является принцип равенства участников жилищных отношений. Предоставление вне очереди жилых помещений, без учета очередности в указанной программе, приведет к ущемлению прав других лиц данной категории. Кроме того, вне очереди жилье предоставляется лицам малоимущим, доказательств малоимущности истцами не представлено.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят решение суда отменить, как незаконное, ссылаясь на те же доводы, что и при обращении в суд.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Суярковой В.В., выслушав возражения на жалобу представителя Брянской городской администрации, Володарской районной администрации г. Брянска - Афониной О.В., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено судом, ФИО1, ФИО2 являются собственниками комнаты N 24, общей площадью 39,4 кв.м по адресу: "адрес", в которой зарегистрированы и проживают с 25.09.2008 г.
Заключением межведомственной комиссии Брянской городской администрации от 05.07.2010 г. жилой "адрес" признан ветхим и непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. N 1018-п в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Брянск" (2013 - 2017 годы). Основным механизмом реализации программы является оказание государственной поддержки на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом.
Взамен изымаемого жилого помещения предоставляется другое жилое помещение, равнозначное по общей площади, жилой площади, количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению.
Постановлением Брянской городской администрации от 12.03.2015 г. N 628-п (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 27.12.2013 г. N 3396-п; 21.03.2014 г. N 716-п; 17.04.2014 г. N 939-п, 16.06.2014 г. N 1539-п, 21.10.2014 г. N 2940-п, 26.12.2014 г. N 3780-п) в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Брянск" на 2013-2017 годы внесены изменения.
Согласно Приложению N 1 к постановлению Брянской городской администрации от 12.03.2015 г. N 628-п планируемая дата окончания переселения жилого "адрес" - 4 квартал 2016 г.
13.01.2015 г. ФИО1 обратилась в Брянскую городскую администрацию, Володарскую районную администрацию г. Брянска с заявлением по вопросу переселения ее семьи из ветхого и непригодного жилья, которое оставлено без удовлетворения.
Разрешая требования о признании незаконным бездействия Брянской городской администрации, выразившееся в неисполнении постановления Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. N 1018-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Брянск" на 2013-2015 г.", суд исходил из того, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него граждан является компетенцией органа местного самоуправления.
Постановление Брянской городской администрации от 12.03.2015 г. N 628-п, которым изменен срок переселения из "адрес" на 4 квартал 2016 года, истцами не оспаривалось в судебном порядке.
Учитывая, что ответчики признали жилое помещение муниципального жилищного фонда, в котором проживают истцы, непригодным для проживания, приняли постановление с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения из указанного дома, то суд правомерно не усмотрел бездействия со стороны ответчиков.
Также ФИО1, ФИО2 просили суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить им во внеочередном порядке жилое помещение, взамен признанного аварийным и непригодным для проживания.
В Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статья 49, часть 1 статьи 52).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Исходя из анализа приведенных положений федерального закона, судебная коллегия считает, что законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по выкупу жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, однако оснований для предоставления истцам благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, так как в материалах дела отсутствуют доказательства, что истцы признаны малоимущими гражданами.
Таким образом, судебная коллегия считает, что ФИО1, ФИО2 объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения бесплатно по договору социального найма не имеют.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Володарского районного суда г. Брянска от 16 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. СУЯРКОВА
Судьи областного суда Г.В. ШКОБЕНЁВА
Е.А. КИСЕЛЁВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.