Брянский областной суд в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.,
при секретаре Цыбульской К.Д.,
с участием представителя административного истца ФИО4 - ФИО6, представителя Правительства Брянской области ФИО8, представителя Управления Росреестра по Брянской области ФИО7, представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2015 года административное дело по исковому заявлению ФИО4 об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности, в размере ? доли, земельного участка, с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: ФИО2 "адрес" А, площадью 2019 кв.м..
В обоснование заявленных требований ФИО4 указал, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 922 795,86 рублей, которая не соответствует его рыночной стоимости - 786 690 рублей, определенной на ДД.ММ.ГГГГ в отчете "Об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества" от ДД.ММ.ГГГГ за N года, выполненным ООО "Региональный центр оценки и экспертизы" и подтвержденным заключением от ДД.ММ.ГГГГ N 4055/2015 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков". Данное обстоятельство нарушает его права на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
В связи с чем, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере его рыночной стоимости - 786 690 рублей.
ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени месте слушания надлежаще уведомлен, доверил представлять свои интересы ФИО6.
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель Правительства Брянской области ФИО8 возражала против удовлетворения заявленных требований. Не оспаривала отчет об оценке спорного земельного участка, и экспертное заключение в отношении проведенного отчета.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области ФИО7 и представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области ФИО9 в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо ФИО12 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель администрации г. Почепа Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен, причины неявки неизвестны.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, с учетом положений ст. 150 КАС РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, земельный участок, с кадастровым номером: N расположенный по адресу: ФИО2 "адрес" А, площадью 2019 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство цеха по ремонту электрооборудования и гаража, находится в долевой собственности ФИО4 и ФИО12, по ? доли за каждым.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Брянской области проводилась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного контракта от 25.12.2009 года N 169 Д "Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации", заключенного между Росреестром (заказчиком) и ФГУП "ФКЦ "Земля" (оценщиком-исполнителем).
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 г. N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждены результаты государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов Брянской области, в перечне которых значится земельный участок с кадастровым номером N
Изменений в размере кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка с момента её утверждения не происходило и в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости участка в размере 3 922 795, 86 рублей.
При этом, участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом, суд учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01 марта 2011 года N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Таким образом, законодатель указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего - на уточнение кадастровой стоимости, которая была получена методами массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Вследствие чего, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно.
Как следует из представленного суда отчета "Об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества" от ДД.ММ.ГГГГ за N года, выполненного ООО "Региональный центр оценки и экспертизы", рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером: N расположенного по адресу: ФИО2 "адрес" А, площадью 2019 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство цеха по ремонту электрооборудования и гаража, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 786 690 рублей.
Согласно экспертному заключению Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от ДД.ММ.ГГГГ N N отчет "Об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества" от ДД.ММ.ГГГГ за N года, выполненный ООО "Региональный центр оценки и экспертизы", соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Применение использованных оценочных подходов для определения рыночной стоимости объекта оценки обоснованно. Расчет стоимости объектов выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости, подтверждает рыночную стоимость объектов оценки.
С размером рыночной стоимости спорного земельного участка стороны согласны, оценку не оспорили, доказательств иного размера стоимости не представили.
Исследуя проведенный отчет, суд учитывает, что оценщиком дан надлежащий анализ рынка земельных участков, иных внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость, собрана и проанализирована информация, необходимая для проведения оценки земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Предоставлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности его площади, вида разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
Кроме того, оценщиком произведен анализ рынка объекта оценки. Подробно описан процесс оценки земельного участка в части применения подходов к оценке, приведены расчеты, обоснованы применение сравнительного подхода и отказ от применения доходного и затратного подходов.
Помимо прочего, оценка проведена ФИО10, являющимся действительным членом Российского общества оценщиков, ответственность которого застрахована по плису ООО "Страховая компания "Оранта" за N N от ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует положениям абз. 1 ст. 4, ст. 15, абз.4 ст. 15.1, ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что проведенный отчет в полной мере является допустимым, достоверным доказательством рыночной стоимости земельного участка.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, равной его рыночной - в размере 786 690 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 186, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
Заявление ФИО4, поданное в суд ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером: N расположенного по адресу: ФИО2 "адрес" А, площадью 2019 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство цеха по ремонту электрооборудования и гаража, равной её рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 786 690 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Брянского областного суда Е.А. Киселева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.