Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Кустовой И.Ю.
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрела материал по заявлению Погудиной Н.В. об оспаривании решений территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми
по частной жалобе Погудиной Н.В. на определение судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 04 сентября 2015 года о возврате заявления
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
УСТАНОВИЛА:
Погудина Н.В. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать незаконными ряд решений территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, касающихся предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Определением судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 04 сентября 2015 года заявление возвращено.
В частной жалобе Погудина Н.В. просит отменить определение судьи, считая его неправильным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда считает, что определение судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
Обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, условия предоставления гражданам субсидий регламентированы данной статьёй закона.
Во исполнение данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В целях реализации статьи 159 ЖК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 Правительство Пермского края постановлением от 14.08.2009 N 552-п утвердило Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам.
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 07.06.2011 N СЭД-33-01-02-113 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края (далее - Министерство), утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 г. N 7-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами губернатора Пермского края и Правительства Пермского края сфере деятельности.
Министерство является уполномоченным органом в сфере социального обслуживания граждан на территории Пермского края.
Возвращая заявление, суд первой инстанции со ссылкой на положения пункта 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходил из наличия спора о праве на получение субсидии и неподсудности данного дела Дзержинскому районному суду г.Перми.
Однако с указанными выводами согласиться нельзя.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно части 1 статьи 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
В соответствии с частью 3 статьи 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что судья отказывает в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, то есть рассмотрение заявления не подведомственно суду общей юрисдикции либо заявление подлежит рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в порядке апелляционного, кассационного или надзорного производства.
В определении следует указать нормы закона, согласно которым рассмотрение дела об оспаривании данного решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего должно осуществляться в ином судебном порядке.
Однако судья не вправе отказать в принятии заявления, если установит, что данное заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином виде гражданского судопроизводства.
В этом случае судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления заявления с соблюдением требований ГПК РФ, предъявляемых в отношении соответствующего вида гражданского судопроизводства, при условии, что этим не нарушаются правила подсудности рассмотрения дела (часть 1 статьи 246, часть 3 статьи 247, часть 1 статьи 136 ГПК РФ). Если рассмотрение и разрешение заявленных требований неподсудно данному суду, заявление возвращается заявителю (часть 1 статьи 246, часть 3 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ).
Между тем, приведенные нормы процессуального права (действовавшие во время разрешения вопроса о приемлимости заявления) и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и судьей Дзержинского районного суда г.Перми были оставлены без внимания.
Из материала по заявлению Погудиной Н.В. не усматривается, что заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином виде гражданского судопроизводства, в связи с наличием спора о праве.
Напротив, ссылаясь на нормы ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и вышеупомянутые нормы материального права, регулирующие предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, заявительница оспаривала решения структурного подразделения исполнительного органа государственной власти Пермского края.
Погудина Н.В., считая, что оспариваемые решения свидетельствует об отказе в предоставлении ей в полном объеме субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных законом, чем нарушаются ее права, обратилась в суд с заявлением об оспаривании решений территориального управления Министерства.
Требований искового характера к кому-либо заявление Погудиной Н.В. не содержит.
Поскольку отношения возникли непосредственно вследствие совершения должностными лицами определенных действий принятия ими соответствующих решений и носят публичный характер, заявление Погудиной Н.В. об оспаривании таких решений подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вывод судьи о наличии спора о праве, подлежащего рассмотрению и разрешению в исковом порядке, в данном случае основан на ошибочном толковании норм процессуального права.
То обстоятельство, что при разрешении заявления следует проверить законность решений, связанных с определением конкретного размера субсидии, не свидетельствует о наличии спора о праве, подлежащего рассмотрению в порядке искового производства.
Учитывая, что судьей суда первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального права, которые повлекли необоснованный возврат заявления и нарушение права Погудиной Н.В. на судебную защиту, в правильном избранном ей виде гражданского судопроизводства, определение судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 04 сентября 2015 года о возврате заявления подлежит отмене, с направлением материала в тот же суд для решения вопроса о принятии заявления к производству суда первой инстанции по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 313, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 04 сентября 2015 года отменить, направить материал по заявлению Погудиной Н.В. об оспаривании решений территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми в Дзержинский районный суд г.Перми для решения вопроса о принятии заявления к производству.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.