Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.,
судей Куловой Г.Р.,
Нигматуллиной Р.Р.,
при секретаре Галлямовой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан на решение Балтачевского районного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
заявление Басырова А.Б. о признании действий неправомерными, признании недействительным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным запрет главы администрации муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан в выдаче градостроительного плана земельных участков.
Обязать администрацию муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан выдать по заявлению Басырова А.Б. градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... , расположенных по адресам: ... , соответственно.
Взыскать с администрации муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан в пользу Басырова А.Б. расходы по уплаченной госпошлине в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Басыров А.Б. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан неправомерными, признании недействительным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
В обоснование указал, что является собственником двух смежных земельных участков, расположенных по адресам: ... , с кадастровыми номерами ... и ... , вид разрешенного использования: под размещение объектов торговли. ... он обратился в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, предоставив документы на право пользования земельным участком и документ удостоверяющий личность. Однако глава администрации З.М.С. отказал в выдаче градостроительного плана.
Просил суд признать действия главы администрации муниципального района Балтаческий район Республики Башкортостан З.М.С., выразившиеся в запрете выдачи ему градостроительного плана земельного участка, неправомерными; признать такой отказ незаконным, обязать администрацию муниципального района Балтаческий район Республики Башкортостан выдать ему градостроительный план на указанные выше земельные участки.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан просит решение отменить, указав, что Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N ... утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; при обращении заявителя в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка им не были представлены технические условия, а также не представлен в отдел архитектуры администрации рабочий проект объекта.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации муниципального района Балтачевский район РБ Г.Д.Л., поддержавшего жалобу, возражения Басырова А.Б. и его представителя Н.Е.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ... Басыров А.Б. как физическое лицо обратился в администрацию Балтачевского района с заявлением о выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных по адресам: ...
Глава администрации Балтачевского района Республики Башкортостан З.М.С. отказал заявителю в выдаче испрашиваемого градостроительного плана земельных участков.
В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 36 указанного ФЗ, осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения обеспечивается главой муниципального образования.
По смыслу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В частях 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
На основании части 6 статьи 43 Кодекса, подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В силу части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если физическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации и проведением публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица, и является обязанностью уполномоченного госоргана.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие правоотношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана и предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
С учетом изложенного, Администрация муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан неправомерно отказала заявителю в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с не предоставлением технических условий подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, к правоотношениям, по поводу которых возник спор, подлежат применению положения указанного Закона.
В данном случае, Администрацией были нарушены требований пункта 1 части 1 статьи 7 упомянутого Закона, который запрещает органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Как установлено статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтачевского районного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Гизатуллин
Судьи Г.Р. Кулова
Р.Р. Нигматуллина
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.