Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания ...
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан ...
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 октября 2015 года административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Уфимский мясоконсервный комбинат" о признании недействующим пункта 1322 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387),
УСТАНОВИЛ:
30 апреля 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з приняло приказ N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год" (далее - Перечень), опубликованным 5 мая 2014 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387 были внесены изменения в указанный приказ N 557 (том 1 л.д.18-28).
Пунктом 1322 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020416:265, расположенное по адресу: город Уфа, Калининский район, улица Трамвайная, дом 4а.
Открытое акционерное общество "Уфимский мясоконсервный комбинат" (далее - ОАО "УМКК"), являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1322 Перечня, полагая, что принадлежащее ему здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый пункт Перечня противоречит приведенным законоположениям и нарушает права ОАО "УМКК", так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель ОАО "УМКК" Никифорова Л.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Асадуллин М.Н. требования акционерного общества не признал, указал, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов заявителя.
Представитель заинтересованного лица ОАО "Альфа-Банк" Шишкин Ю.И. пояснил, что спорное здание находится в ипотеке у банка, который не возражает против признания нормативного правового акта недействующим в части включения здания в Перечень.
Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Сведения об уважительности причин неявки представителя заинтересованного лица в суд не представлены.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание заинтересованного лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Перечень в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункте 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущества Республики Башкортостан), утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35, предусмотрено, что министерство не позднее 1-го числа очередного периода по налогу: определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержден уполномоченным органом Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущества Республики Башкортостан) в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ 5 мая 2014 года до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (с изменениями) уточняет, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в республике в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования, т.е. достаточно соответствия объекта одному из указанных выше условий.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество ОАО "УМКК" является собственником нежилого восьмиэтажного здания, административно-бытовой корпус, литер 1Д, 1д, площадью 13 118 кв.м, с кадастровым номером 02:55:020416:265, инвентарный N 101730, ограничение права ипотека, по адресу: город Уфа, Калининский район, улица Трамвайная, 4а, часть помещений сдается по договорам аренды юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (том 1 л.д.58).
На 1 этаже административно-бытового корпуса нежилые помещения общей площадью 144,2 кв.м арендуются ООО Клиника медосмотров "Берегите здоровье" по договору аренды N 0139/13 от 14 октября 2013 года (с последующими дополнениями). В свою очередь ООО Клиника медосмотров "Берегите здоровье" оказывает медицинские услуги ОАО "УМКК" по договору о предоставлении медицинских услуг на платной основе.
На 2 этаже данного здания нежилые помещения площадью 664,2 кв.м сданы по договору аренды недвижимого имущества ИП Агееву Д.А. для осуществления производственной деятельности (организации горячего питания работникам ОАО "УМКК"). Кроме того, на этом этаже нежилое помещение 19,4 кв.м арендует ООО "Клин-хаус" по договору аренды N008/09 от 01 января 2009 года, которое оказывает заявителю услуги по профессиональной уборке производственных и административно-бытовых помещений.
На 4 этаже предприниматель без образования юридического лица Михайлова О.В. арендует помещение N 42 и оказывает заявителю услуги по пошиву спецодежды.
На 5 этаже ООО частная охранная организация "СВБ-Центр", оказывающая услуги заявителю по охране объекта, занимает по договору аренды нежилое помещение площадью 17,6 кв.м.
Земельный участок площадью 130 461 кв.м с кадастровым номером 02:55:020416:162, на котором расположено вышеуказанное здание, предоставлен ОАО "УМКК" на основании договора аренды от 30 июня 2009 года N М 112-09 с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, сроком на 49 лет. Разрешенное использование данного земельного участка согласно договору аренды и кадастровому паспорту "для эксплуатации производственной базы" (том 2 л.д.9-13).
Из пояснений представителя Минземимущества Республики Башкортостан и ответов министерства в адрес ОАО "УМКК" с просьбой исключить вышеуказанное здание из Перечня следует, что отнесение здания к административно-деловому центру осуществлено по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (более 20% общей площади объекта недвижимого имущества фактически используется для размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры и для размещения объектов общественного питания, том 2 л.д.4).
В соответствии с приведенным порядком ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и управления государственным имуществом Минземимущества Республики Башкортостан Борисовым А.Е. 11 сентября 2015 года был составлен акт оперативного обследования здания, расположенного по адресу: город Уфа, улица Трамвайная, дом 4а (том 2 л.д.105). После предоставления заявителем технической документации и повторного осмотра был составлен акт от 2 октября 2015 года.
При оценке актов осмотра суд учитывает, что пустующие кабинеты (3 этаж кабинеты 1-3,5,6,10,11,67,69,72,74-76 площадью 131,2+132,4 кв.м; 4 этаж кабинет 8 площадью 9,1 кв.м; 5 этаж кабинеты 2,3,5,13,14 площадью 123 кв.м) фактически не используются и поэтому не подлежат учету при определении площади офисных помещений.
Изучив вышеуказанные акты оперативного обследования здания и техническую документацию, включая экспликации к поэтажным планам здания, допросив специалиста-эксперта отдела контроля и управления государственным имуществом Минземимущества Республики Башкортостан Борисова А.Е., суд приходит к выводу, что вышеуказанное здание является нежилым, отдельно стоящим и более 20% общей площади здания фактически используется под офисы, а именно:
2 этаж - ООО "Клин-хаус" 19,4 кв.м и столовая - ИП Агеева 1458 кв.м (помещения N 1, 2, 12-58), всего по этажу 1477,4 кв.м;
3 этаж - кабинет ГО и ЧС 53,1 кв.м (помещение N 66), всего по этажу 53,1 кв.м;
4 этаж - кабинет начальника электроцеха 26,6 кв.м, архив 74,6 + 54,4 кв.м (помещения N 1, 5, 41), всего по этажу 155,6 кв.м;
5 этаж - архив 74,1 кв.м, отдел продаж 111,6 кв.м, служба безопасности ООО ЧОО "СВБ-Центр" 17,6 кв.м, профсоюз 18,4 кв.м (помещения N 1, 24, 25, 36, 39, 40, 41), всего по этажу 277,5 кв.м;
6 этаж - отдел организации труда и зарплаты 52 кв.м, архив 118,8 кв.м, расчетный отдел 35,2 кв.м, служба главного бухгалтера 264,4 кв.м, управление экономического планирования 18,9 кв.м, главный экономист 105,2 кв.м, начальник управления по работе с персоналом 36,5 кв.м, отдел закупок 103,3 кв.м, директор по материально-техническому обеспечению 18,6 кв.м, управление безопасности 69 кв.м, служба главного бухгалтера 74 кв.м, отдел технического развития 71,8 кв.м, юридическое управление 68,2 кв.м, техническая служба 19,4 + 124,8 кв.м, управление по работе с персоналом 18,5 кв.м, отдел кадров 53,2 кв.м, управление информационных технологий 73,5 кв.м (помещения N 1, 3, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 44, 45), а всего по этажу 1325,3 кв.м;
7 этаж - начальник управления качеством 16 кв.м, отдел системы качества 27,4 кв.м, канцелярия 69,6 кв.м, дирекция по продажам 34,9 + 319,3 + 38,5 + 19, 6 + 29,1 + 12,3 + 8,7 кв.м, директор и приемная 42,9 + 13,1 + 33,4 + 44,1 кв.м, актовый зал 218,5 кв.м, директор по производству, главный технолог 69,1 кв.м (помещения N 24, 26, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 52, 53, 53, 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61), всего по этажу 996,5 кв.м, а всего по зданию 4285,4 кв.м, т.е. более 20 % от общей площади здания (20 % от 13118 кв.м составляет 2623,6 кв.м).
Представителем заявителя не оспаривалось данное использование вышеуказанных помещений в нежилом здании с кадастровым номером 02:55:020416:265, расположенном по адресу: город Уфа, Калининский район, улица Трамвайная, дом 4а. То обстоятельство, что спорное здание соединено переходами с производственными корпусами не влияет на законность принятого нормативного правового акта, поскольку из технической документации усматривается, что административно-бытовой корпус и производственные корпуса не примыкают друг к другу, не имеют общую стену, указанные здания имеют разные инвентарные и кадастровые номера, т.е. являются отдельно стоящими, самостоятельными конструктивными.
Вид разрешенного использования земельного участка "под производственную базу" не означает незаконность отнесения здания к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку для отнесения объекта недвижимости к Перечню нежилых зданий, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, использован такой критерий, как фактическое использование здание.
Таким образом, включение в пункт 1322 Перечня объекта с кадастровым номером 02:55:020416:265, расположенного по адресу: город Уфа, Калининский район, улица Трамвайная, дом 4а, в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт принят компетентным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции, в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, без нарушения прав и свобод заявителя, а также был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания данного нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим, отказывает в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Уфимский мясоконсервный комбинат".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Уфимский мясоконсервный комбинат" о признании недействующим пункта 1322 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387) отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.