Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Шишигиной З.А., представитель Окружной администрации г.Якутска Максимовой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 09 июля 2015 года по делу по заявлению Соловьева В.Н. об оспаривании действий Окружной администрации г.Якутска, которым
постановлено:
В удовлетворении заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьев В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа окружной администрации г.Якутска в предоставлении ему земельного участка в собственность. Требования обосновал тем, что является инвалидом ... группы, имеет право на первоочередное получение земельного участка. При обращении в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... , ориентировочной площадью ... кв.м., под индивидуальный жилой дом, последовал отказ по причине несоответствия градостроительному зонированию (зона городских лесов) и линиям градостроительного регулирования (красные линии). Указывает, что спорный участок не относится к категории земель, ограниченных в обороте, не изъят, причины, послужившие основанием для отказа, не являются препятствием для предоставления участка ему в собственность. Полагая отказ незаконным и нарушающим его права, просил суд обязать Департамент имущественных и земельный отношений Окружной администрации г.Якутска предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права. Указывает, что сведений о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд по спорному участку не имеется, на момент обращения с заявлением в администрацию города представления документа, подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий, не требовалось, что судом не учтено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Соловьев В.Н. является инвалидом ... группы, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий.
21 апреля 2015г. административный истец обратился в ГАУ " ********" за предоставлением в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... , ориентировочной площадью ... кв.м., под индивидуальный жилой дом.
Письмом от 25 мая 2015г. Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска отказал в предоставлении испрашиваемого участка по причине несоответствия градостроительному зонированию (зона "Л-1" - зона городских лесов) и несоответствия ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии).
В силу п.2 ст.15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с положениями ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (часть 4).
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.
В п.11 ст.1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 15 мая 2015г. испрашиваемый участок расположен в зоне Л-1: зоне городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков. В данной территориальной зоне не предусмотрено строительство жилых домов.
Кроме этого, участок не соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии), поскольку установлена зона экологического ограничения - водоохранная зона, зона с особыми условиями использования территорий: объекты систем газоснабжения, С3-0 - группы и отдельные предприятия, санитарно-защитные зоны предприятий.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов с особыми условиями использования территорий, для которого строительство индивидуального жилого дома является запрещенным видом использования земельных участков.
По смыслу ч.14 ст.17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996г. N 901 об утверждении Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Установлено, что истец нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке не признан, в связи с чем отсутствуют правовые основания для предоставления истцу земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления в предоставлении истцу земельного участка в собственность и отсутствии нарушений прав и законных интересов истца является законным и обоснованным.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного постановления по основаниям, указанным выше. Эти доводы в жалобе сводятся к переоценке обстоятельств дела и основаны на неправильном толковании норм материального права, являются ошибочными, а потому не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 09 июля 2015 года по делу по заявлению Соловьева В.Н. об оспаривании действий Окружной администрации г.Якутска оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Иванова М.Н.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.