Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителей: Управления Росреестра -Панова А.В., Окружной администрации г. Якутска - Максимовой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра на решение Якутского городского суда РС (Я) от 11 августа 2015г., которым по делу по заявлению Арбатской М.Л. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 29 мая 2015 года,
постановлено:
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в регистрации прав Арбатской М.Л. на земельный участок площадью ... кв.м., кадастровый номер N ... , расположенный по адресу: ...
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арбатская М.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по РС (Я) об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ... , указывая на то, что спорный участок был предоставлен ей в бессрочное пользование распоряжением местной администрации мкр. Марха от 16.06.1993г. N ...
Полагая оспариваемое решение регистрирующего органа нарушающим её права и законные интересы, просила признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 29 мая 2015 года незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласно Управление Росреестра.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по РС (Я) просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Полагает свои действия по отказу в государственной регистрации обоснованными, соответствующим требованиям закона, поскольку при проведении экспертизы было установлено отсутствие подлинных правоустанавливающих документов.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Рассматривая и удовлетворяя требования Арбатской М.Л., суд исходил из того, что испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, а распоряжение о его предоставлении заявителю в установленном порядке незаконным или недействительным не признано.
Между тем, судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2, пункту 1 статьи 13, пункту 7 статьи 16, пункту 1 статьи 17, пункту 1 статьи 19, пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
Порядок проведения государственной регистрации прав включает не только прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрацию таких документов, но и правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
В государственной регистрации прав может быть отказано, если: лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Законодателем в ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрен "упрощенный порядок" государственной регистрации права собственности граждан на земельные участки.
При этом, в силу ч. 1 ст. 25.2 ФЗ N 122 данный порядок государственной регистрации распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В силу ч. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Исходя из положений ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию права правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, Арбатская М.Л. (Черемных М.Л.) обратилась в Управление Росреестра по РС (Я) с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, в обоснование сославшись на распоряжение и.о. главы администрации п. Марха N ... от 16.06.1993г. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, площадью ... га под жилой дом по адресу: ...
По итогам проведенной проверки, Управление Росреестра по РС(Я) сообщением от 29 мая 2015 года уведомило истца об отказе в государственной регистрации, поскольку в ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что представленное на государственную регистрацию распоряжение отсутствует как в архиве Администрации мкр. Марха, так и в городском архиве.
Согласно ФЗ РФ от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ ст. 36 Земельного кодекса РФ утратила силу с 01 марта 2015 года. Этим же ФЗ РФ введена в действие глава V.1. "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Поскольку к заявлению о государственной регистрации права на земельный участок заявитель не приложила документы, предусмотренные ст. 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ, регистрирующий орган обоснованно отказал ему в регистрации права на испрашиваемый земельный участок.
Суждение суда о том, что распоряжение органа местного самоуправления не было признано незаконным или недействительным, само по себе не влечет безусловного основания для признания действий в отказе регистрации незаконными, поскольку исходя из вышеприведенных положений, должностные лица Управления Росреестра действовали в полном соответствии с требованиями закона о регистрации.
Из материалов дела видно, что датированное 16 июня 1993 года распоряжение о предоставлении земельного участка Черемных М.А. исполнено на бланке местной администрации, изготовленном типографским способом в 2000 году, в связи с чем Управлением Росрестра был направлен запрос в городской архив, который не подтвердил выдачу распоряжения с указанным номером и числом Черемных М.А.
Кроме того из дела видно, что между Черемных М.А. и П. 15 мая 1993 года был заключен договор купли-продажи жилого дома находящегося по ул. ... , расположенного на земельном участке, принадлежащем последней на основании распоряжения N ... р от 12.02.1988г. Доказательств того, что за П. в установленном законом порядке прекращено право пользования этим земельным участком в материалах дела не имеется, следовательно этот земельный участок не мог быть предоставлен Черемных М.А. (Арбатской М.Л.), поскольку в силу положений Земельного кодекса РФ, земельные участки гражданам и юридическим лицам предоставляются свободными от прав третьих лиц.
Ввиду изложенного, обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенным нарушением норм процессуального и материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, которым в удовлетворении административного искового заявления Арбатской М.Л. надлежит отказать.
При этом коллегия полагает необходимым указать, что заявитель не лишен права на предоставление ей в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, обратившись в установленном порядке в орган местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 11 августа 2015г. по делу по административному исковому заявлению Арбатской М.Л. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 29 мая 2015 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Арбатской М.Л. отказать.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.