Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Габидуллиной А.Г., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан Зайцева А.С. на решение Советского районного суда города Казани от 16 июля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Мухайлова И.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить.
Признать пункт ... протокола N ... от 17 октября 2014 года заседания комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан принять
Мухайлова И.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан Зайцева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Мухайлова И.М. Габдрахманова Ф.Т., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухайлов И.М. обратился к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее по тексту - ГУ МСЧ РФ по РТ) с иском о признании решения комиссии ГУ МЧС РФ по РТ от 17 октября 2014 года незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
В обоснование требований указано, что решением комиссии ГУ МЧС РФ по РТ от 17 октября 2014 года истцу отказано в постановке на учет, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с обеспеченностью общей площадью на каждого члена семьи более установленной учетной нормы. Истец с данным отказом не согласен, поскольку собственного жилья в городе Казани он не имеет, зарегистрирован по адресу: "адрес", в настоящее время арендует жилое помещение по адресу: "адрес". Указывает на то, что ни он, ни члены его семьи какого-либо, предназначенного для проживания помещения, не имеют, в связи с чем считает нарушенным его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На основании изложенных обстоятельств, истец просил признать пункт ... протокола N ... от 17 октября 2014 года заседания комиссии ГУ МЧС России по РТ об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязать ГУ МЧС России по РТ принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом принято решение об удовлетворении требований в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по РТ
просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает на то, что у истца отсутствует право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку Мухайлов И.М., ФИО1 и
ФИО2 являются членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет 16,36 кв. м, что противоречит положениям части 3 статьи 4 Федерального закона N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Так, порядок обеспечения жилыми помещениями сотрудников федеральной противопожарной службы, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах МЧС также регламентирован положениями Федерального закона N283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или её отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения", выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (пункт 11).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Закона N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации")
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Закона N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации").
Порядок и условия предоставления такой выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Согласно пункту 2 названных Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации".
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Так же указанной нормой предусмотрен перечень документов, представляемых сотрудником с заявлением о постановке на учёт.
В силу пункта 7 названных Правил, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в трехмесячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прапорщик внутренней службы Мухайлов И.М. проходит службу в должности командира отделения пожарной части 31 Федерального казенного учреждения "7 отряд Федеральной службы по Республике Татарстан" в городе Казани.
Общая выслуга лет по состоянию на 01 июля 2014 года в календарном исчислении составляет 15 лет 08 месяцев 17 дней.
Истец постоянно зарегистрирован в квартире общей площадью
49,6 кв. м, расположенной по адресу: "адрес". Квартира находится в собственности матери истца ФИО3 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 10 апреля 1998 года N ... Всего на данной площади зарегистрировано 2 человека.
Супруга истца ФИО1, а также их несовершеннолетняя дочь
ФИО2 постоянно зарегистрированы в жилом доме общей площадью 81,3 кв. м, расположенному по адресу: "адрес". Собственником данного дома является ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 июля 2013 года. Всего на данной площади зарегистрировано 6 человек.
С 1997 года истец постоянно проживает и работает в городе Казани, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения гражданского дела.
С 09 октября 2007 года по 31 августа 2012 года истец был зарегистрирован и проживал в общежитии Казанского Государственного Энергетического Университета, что подтверждается справкой от 31 августа 2012 года и выпиской из домовой книги.
С 25 июня 2013 года по настоящее время истец арендует квартиру и совместно со своей супругой и дочерью проживают по адресу: "адрес", что подтверждается договором найма жилого помещения от 25 июня 2013 года N ... , а также характеристикой, предоставленной Отделом полиции N 2 "Вишневский" от 02 июня 2015 года.
30 июля 2014 года истец обратился в комиссию МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 Федерального закона N283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К указанному заявлению истцом был приложен пакет необходимых документов, в том числе подтверждающих отсутствие зарегистрированных прав на жилые помещения у него и членов его семьи.
Решением комиссии МЧС России от17 октября 2014 годапо рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты. Основанием для отказа послужил вывод комиссии, что истец, его жена и дочь являются членом семьи собственника жилого дома и квартиры, где семья истца зарегистрированы, и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Отказывая истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, ответчик указал на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца, включая жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 49,6 кв. м.
Однако, как усматривается из материалов дела, данная квартира находится в собственности матери истца ФИО3 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 10 апреля 1998 года
N ... При этом с 1997 года истец из данного жилого помещения выехал в город Казань, где проживает и работает по настоящее время в течение 18 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Мухайлова И.М., поскольку истец не является членом семьи собственника жилого помещения.
При этом суд исходил из того, что 11 июля 2014 года истец временно зарегистрирован по адресу: "адрес". Собственником данного дома, общей площадью 81,3 кв. м., является
ФИО4, приходящийся истцу тестем. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 июля 2013 года. Всего на данной площади зарегистрировано 6 человек. При этом обеспеченность жилой площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет 11,58 кв. м., что менее уровня обеспеченности в 15 кв.м., установленного частью 3 статьи 4 Федерального закона N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, в виду отсутствия правовых оснований для отказа в возложении на ответчика обязанности поставить истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции признал пункт ... протокола от 17 октября 2014 года N ... заседания комиссии ГУ МЧС РФ по РТ незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, и возложил на ГУ МЧС РФ по РТ обязанность поставить заявителя на соответствующий учет.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца отсутствует право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку Мухайлов И.М., ФИО1 и ФИО2 являются членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляется 16,36 кв. м., что противоречит положениям части 3 статьи 4 Федерального закона N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судебной коллегией признаются несостоятельными в силу следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Доказательств того, что Мухайлов И.М. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес", а также доказательств вселения супруги истца ФИО1 и дочери ФИО2 по адресу: "адрес" и их проживания с собственником помещения одной семьей ответчиком не представлено. Сама по себе регистрация истца в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери, а также супруги и дочери истца в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его тестю, не является основанием для признания истца и членов его семьи членами семьи указанных собственников жилых помещений.
При таких обстоятельствах, оснований учитывать площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности матери и тестю истца, у ответчика не было.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учётом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 16 июля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.