Судья Нижегородского областного суда Бушмина А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, по жалобе МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода"
на решение судьи Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 06 августа 2015 года по жалобе МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" на постановление старшего инспектора организации дорожного движения ОД и ДИ ОГИБДД Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду "данные изъяты" "адрес" от 08 апреля 2015 года по делу о привлечении МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора организации дорожного движения ОД и ДИ ОГИБДД Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду "данные изъяты". "адрес" от 08 апреля 2015 года МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" обжаловало его в Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода.
Решением судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 06 августа 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" просило решение Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 06.08.2015 года отменить и разрешить вопрос по существу.
От лиц, участвующих в деле, отводов и ходатайств не поступило.
В судебном заседании защитник МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" ФИО4 доводы жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судья, пересматривающий дело по жалобе, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав защитника МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода", проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 51 минуту старший инспектор организации дорожного движения ОД и ДИ ОГИБДД Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду "данные изъяты" составил акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому на перекрестке "адрес" г.Н. ФИО1 вокруг инженерного сооружения (смотрового колодца) имеется выбоина длиной 1 метр 30 сантиметров, шириной 65 сантиметров, глубиной 52 сантиметра. Данное инженерное сооружение не огорожено соответствующим дорожным знаком или ограждающими и направляющими устройствами, а в ночное время фонорями красного цвета, что является нарушением требований п.13 Основных положений Правил дорожного движения, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорого, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26.03.2015 года.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного акта от ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором организации дорожного движения ОД и ДИ ОГИБДД Управления МВД России по г.Н.Новгороду "данные изъяты" в отношении МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" в нарушении требований п.13 Основных положений Правил дорожного движения не приняло мер к своевременному устранению помех для движения, а именно, не оградило данный участок дороги, который имеет выбоину вокруг смотрового колодца длиной 1 метр 30 сантиметров, шириной 65 сантиметров, глубиной 52 сантиметра, соответствующим дорожным знаком или ограждающими и направляющими устройствами, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ старший инспектор организации дорожного движения ОД и ДИ ОГИБДД Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду "данные изъяты". вынес постановление "адрес", которым привлек МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода", судья Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: протокол об административном правонарушении, акт обследуемого проваленного колодца; фотоматериал; акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, пришел к выводу, что постановление, вынесенное в отношении МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Судья, пересматривающий дело по жалобе, не может согласиться с такими выводами судьи районного суда, поскольку они не основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, дорожных сооружений в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению при содержании дорог и дорожных сооружений их состояния, соответствующего установленному государственным стандартом.
Субъектом правонарушения по ст.12.34 КоАП РФ являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание дорог.
В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.6 ст.13 указанного Федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 указанного Закона).
На основании п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" привлечено к административной ответственности в связи с тем, что в нарушении требований п.13 Основных положений Правил дорожного движения не приняло мер к своевременному устранению помех для движения, а именно, не оградило данный участок дороги, который имеет выбоину вокруг смотрового колодца длиной 1 метр 30 сантиметров, шириной 65 сантиметров, глубиной 52 сантиметра, соответствующим дорожным знаком или ограждающими и направляющими устройствами, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем в материалах дела не имеется доказательств того, что МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" несет ответственность за содержание дороги на перекрестке "адрес" г.Н.Новгорода, а также не представлено доказательств, что имелась техническая неисправность ливневой канализации или канализационного колодца.
Напротив МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" создано для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности только в части организации работ по содержанию и ремонту сетей ливневой канализации и несет ответственность за техническую исправность и безопасность ливневой канализации, в том числе канализационных колодцев. При этом содержание сетей ливневой канализации не включает в себя содержание дорог и ремонт дорожного полотна.
Исходя из изложенного, выводы должностного лица старшего инспектора организации дорожного движения ОД и ДИ ОГИБДД Управления МВД России по г.Н.Новгороду "данные изъяты". и судьи районного суда о наличии вины МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными, а наличие состава административного правонарушения в действиях МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" нельзя признать доказанным.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.
Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление старшего инспектора организации дорожного движения ОД и ДИ ОГИБДД Управления МВД России по г.Н.Новгороду "данные изъяты" и решение судьи районного суда о наличии вины МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и судебное решение.
Руководствуясь ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего инспектора организации дорожного движения ОД и ДИ ГИБДД Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду "данные изъяты" "адрес" от 08 апреля 2015 года и решение судьи Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 06 августа 2015 года о привлечении МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении МКУ "Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты города Нижнего Новгорода" прекратить.
Судья областного суда А.Е. Бушмина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.