Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 06 октября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Солодовникова В. О. на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 05 июня 2015 года, которым постановлено:
Солодовникову В. О. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации города В. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - отказать.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солодовников В.О. обратился в суд с заявлением в рамках главы 25 ГПК РФ, предъявив указанные выше требования.
В обоснование заявления указал, что является инвалидом **** группы бессрочно. **** в целях реализации права на улучшение жилищных условий, предусмотренного ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обратился с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владимира о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, представив документы, перечисленные в "Правилах предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901. Письмом от **** **** администрацией г. Владимира сообщено об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он не признан в установленном порядке малоимущим. Считал свое право, как инвалида, нарушенным. Тот факт, что органами местного самоуправления не осуществлены необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидами по обеспечению их земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, не свидетельствует о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, гарантированным государством. Просил признать незаконным отказ в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, изложенный в письме администрации г. Владимира от ****, и обязать администрацию г. Владимира признать его нуждающимся и поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании заявитель Солодовников В.О. и его представитель по доверенности Лукьянова М.Л. поддержали заявление по изложенным в нем основаниям, указывая на отсутствие необходимости в подтверждении малоимущности, поскольку инвалиды отнесены к иной категории граждан, указанной в ч.3 ст.49 ЖК РФ.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Владимира Гуржос Д.С. просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку п. 9 Закона Владимирской области от 06.05.2005 N 49-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" определен перечень документов, необходимых для принятия на учет, в котором указано на решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим. Поскольку такого решения в отношении заявителя не принималось, то постановлением администрации г. Владимира от **** **** ему отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Данное постановление заявителем не обжалуется, а письмом от **** **** администрация г. Владимира дала ответ на заявления Солодовникова В.О., в том числе поступившее из прокуратуры г. В..
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Солодовниковым В.О. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, поскольку судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права.
Заслушав объяснения заявителя Солодовникова В.О., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя администрации г.Владимира Гуржоса Д.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила), в силу п.1 которых лица указанной категории, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями Правил.
В п. 2 Правил перечислены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет; пунктом 3 предусмотрено осуществление учета специально уполномоченными органами либо должностным лицом; в п. 4 Правил установлен перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В соответствии с п.п. 1 п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; а именно: ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом, инвалид **** группы (на срок - бессрочно) Солодовников В.О. **** обратился в администрацию г. Владимира с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства РФ от 27.06.1996 N 901, приложив предусмотренные п.4 Правил документы: копию паспорта, копию справки об инвалидности серии ****, копию индивидуальной программы реабилитации инвалида, выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета.
Солодовников В.О. зарегистрирован в квартире общей площадью **** кв.м, расположенной по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, Институтский городок, ****, ****, в которой также зарегистрированы его отчим - Кириллов В.А., его мать - Кириллова Л.В., его сестра - Кириллова Н.В. Данная квартира принадлежит на праве собственности Кириллову В.А.
Солодовников В.О., его мать и сестра на праве собственности жилых помещений не имеют.
Приходящаяся на каждого из зарегистрированных по указанному адресу лиц общая площадь жилого помещения на составляет **** кв.м ( **** кв.м : 4 чел.), то есть менее установленной решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005 N 164 на каждого члена семьи учетной нормы (12 кв.м).
Из протокола **** заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира от **** следует, что Солодовникову В.О. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он не признан малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Наличие инвалидности без признания малоимущим основанием к принятию на учет не является.
Постановлением главы администрации г. Владимира от **** **** Солодовникову В.О. отказано в признании нуждающимся и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как отсутствует документ (решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим), подтверждающий право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
**** администрацией г. Владимира Солодовникову В.О. направлено уведомление **** об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ранее, **** на заявления Солодовникова В.О., в том числе поступившее из прокуратуры г. Владимира, администрацией г. Владимира со ссылкой на указанное выше постановление **** дан ответ с обоснованием причины отказа в признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на соответствующий учет (не признан малоимущим).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона N 181-ФЗ, Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ N 901 и Закона Владимирской области от 06.05.2005 N 49-ОЗ, пришел к выводу о том, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в целях постановки на соответствующий учет в органе местного самоуправления в числе прочих документов в силу п.9 Закона Владимирской области N 49-ОЗ должны представить решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим.
Поскольку заявитель малоимущим не признавался, суд первой инстанции сделал вывод о законности принятого администрацией г.Владимира постановления от **** **** и отказал в удовлетворении требований Солодовникова В.О.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном истолковании норм
материального права.
Так, обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". До 01.01.2005 инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01.03.2005, и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты.
Частью 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено предоставление малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу части 3 данной статьи жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в п.2.2., п.2.3 Определения от 12.04.2011 N 551-О-О состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст. 52 ЖК РФ). Предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан предусмотрено при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Из указанных разъяснений можно сделать вывод, что для обеспечения инвалида жилым помещением необходимо лишь подтверждение его нуждаемости в жилье, на обязательное признание инвалида малоимущим в данном Определении не указывается.
Также в п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 901, в перечне документов, необходимых для признания инвалидов нуждающимися в жилом помещении, не предусмотрено представление решения о признании инвалида малоимущим.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Таким образом, учитывая положения Федерального закона N 181-ФЗ, положения ст. ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, названных выше Правил, разъяснения Конституционного Суда РФ, статья 17 Федерального закона не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением, о чем также указал Верховный Суд РФ в решении от 13.03.2014 N АКПИ 13-1200.
То есть, согласно действующему жилищному и специальному законодательству, инвалиды, нуждающиеся в жилых помещениях, выделены в отдельную категорию лиц, в связи с чем при решении вопроса о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Закон не предусматривает обязанности признания их также малоимущими.
Кроме того, по смыслу нормы ст. 52 ЖК РФ условие о принятии на данный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.52 ЖК РФ, наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
В связи с этим орган местного самоуправления является органом, осуществляющим принятие на учет, как в отношении нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, так и в отношении нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к числу указанных в ч.3 ст.49 ЖК РФ.
Таким образом, поскольку при решении вопроса о принятии инвалидов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях закон не предусматривает обязанности признания их малоимущими, Солодовников В.О. является инвалидом, обеспечен площадью жилого помещения менее учетной нормы и представил все необходимые документы для постановки на учет, отказ администрации г.Владимира в признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на соответствующий учет по основанию отсутствия решения органа местного самоуправления о признании малоимущим является незаконным и нарушающим права заявителя.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление администрации г. Владимира от **** **** об отказе Солодовникову В.О. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на соответствующий учет, подлежит признанию незаконным, и в целях восстановления нарушенного права заявителя в соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ на администрацию г. Владимира подлежит возложению обязанность принять решение о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении и постановке его на соответствующий учет.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что заявитель просил признать незаконным письмо администрации г.Владимира от **** ****, а не само постановление органа местного самоуправления от ****, не являются основаниями для отказа в удовлетворении заявления, поскольку указанное письмо основано на постановлении администрации г.Владимира от **** **** об отказе в признании заявителя нуждающимся и в принятии его на учет, имеется ссылка на данное постановление, и изложены основания этого отказа. Солодовников В.О., выражая несогласие с основаниями принятого администрацией г.Владимира решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет, фактически оспаривал принятое по его заявлению решение, о чем указал при обращении в суд. Несмотря на некорректную формулировку требования заявителя, постановление администрации г.Владимира от **** было предметом проверки суда первой инстанции, сделавшего ошибочные выводы о его законности. В связи с этим, при удовлетворении заявления Солодовникова В.О. подлежит признанию незаконным решение органа местного самоуправления от **** ****.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в соответствии с п.4 ч.2, п.3 ч.3 ст.310 КАС РФ с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании ст.ст. 103, 111 КАС РФ подлежат возмещению судебные расходы, понесенные Солодовниковым В.О. при обращении в суд, в связи с чем с администрации г.Владимира в пользу Солодовникова В.О. в возврат государственной пошлины подлежит взысканию ****.
Руководствуясь ст.ст. 308- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 05 июня 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
заявление Солодовникова В.О. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г.Владимира от **** **** об отказе в признании Солодовникова В. О. нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на соответствующий учет.
Обязать администрацию г.Владимира принять решение о признании Солодовникова В. О. нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Взыскать с администрации г.Владимира в пользу Солодовникова В. О. в возврат государственной пошлины ****.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.