Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Зарубина А.В., Тертышной В.В.,
при секретаре Кравченко О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению М.В.П. к администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения о согласовании переустройства и об обязании выдать разрешение о согласовании переустройства жилого помещения,
по апелляционной жалобе М.В.П. и её представителя М.А.М.
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 29 июля 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Зарубина А.В., судебная коллегия
установила:
М.В.П. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование которого пояснила, что она является собственником квартиры, расположенной на втором этаже двухэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес". В данной квартире отсутствует надлежащее отопление, в связи с чем заявителем было принято решение об установке в квартире автономного газового котла, для чего организована проверка и очистка дымовых каналов и вентиляционных каналов дома, разработан проект реконструкции системы газоснабжения квартиры (установки котла).
Пояснила, что предыдущим собственником жилого помещения получено согласие на автономное отопление от теплоснабжающей организации МУП " С." и иных собственников помещений многоквартирного жилого дома.
18 марта 2015 года М.В.П. обратилась в администрацию городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области с заявлением о переустройстве жилого помещения и приложением всех предусмотренных документов.
Однако решением администрации района в согласовании было отказано на основании п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении").
Просит признать отказ администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области в выдаче решения о согласовании переустройства квартиры, расположенной по адресу: "адрес", выразившийся в возврате документов о переустройстве жилого помещения письмом N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать администрацию городского поселения выдать решение о согласовании переустройства указанного жилого помещения.
Судом в удовлетворении требований М.В.П. отказано.
В апелляционной жалобе оспаривается законность решения суда по тем основаниям, что законодателем не предусмотрено предоставление на согласование переустройства таких документов, как протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и акт обследования дымоходов и вентиляционных каналов. Заявитель полагает, что вывод суда о неактуальности протокола общего собрания собственников помещений от 8 апреля 2011 года является необоснованным. Указывает на тот факт, что М.В.П. обращалась в администрацию городского поселения о согласовании переустройства системы газоснабжения, а вопрос о переустройстве системы отопления в рамках рассматриваемого спора не ставился, при этом ею планируется установка газового котла, соответствующего предусмотренным законодателем требованиям. Оспаривает вывод суда о невозможности отнесения рабочего проекта на газоснабжение к подготовленному и оформленному в установленном порядке проекту переустройства жилого помещения как немотивированный.
Проверив материалы дела в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя М.А.М., доводы жалобы поддержавшего, представителя заинтересованного лица администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области Б.В.Г., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит, что оснований для отмены состоявшегося по данному делу решения суда не имеется.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен гл. 4 ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и необходимые документы, перечень которых определен законом (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Полученный заявителем документ, подтверждающий принятие уполномоченным органом решения о согласовании, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 5. ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, М.В.П. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (л.д. 10).
Данное жилое помещение находится на втором этаже многоквартирного жилого дома (л.д. 11-18).
Открытым акционерным обществом " Г.", филиал в г. Волжском был разработан рабочий проект реконструкции системы газоснабжения принадлежащего заявителю жилого помещения (л.д. 31 - 37).
18 марта 2015 года М.В.П. обратилась в администрацию городского поселения р.п. Средняя Ахтуба с заявлением о переустройстве жилого помещения (л.д. 49), приложив к заявлению следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации права; рабочий проект реконструкции системы газоснабжения квартиры (установки котла); копию технического паспорта переустраиваемого жилого помещения.
Однако письмом N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-40) заявителю сообщено об отказе в согласовании переустройства на основании п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ и п. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении". В частности указано на необходимость предоставления следующих документов: заявления о переустройстве по форме, утвержденной Правительством РФ; правоустанавливающие документы на переустраиваемое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства (установки системы поквартирного отопления), который должен содержать рабочие проекты: проект переустройства газовых инженерных сетей (с установкой дополнительного газоиспользующего оборудования - теплогенератора на газовом топливе), проект переустройства (монтажа) системы теплоснабжения, проект системы дымоудаления с коллективными дымоходами - акт обследования данного дымохода с заключением о возможности применения в качестве дымохода для устанавливаемого котла); наличие согласования проекта с ресурсоснабжающей организацией, управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом; технического паспорта переустраиваемого жилого помещения; согласия всех совершеннолетних членов, проживающих в переустраиваемом жилом помещении (при отсутствии проживающих, подтверждающий документ). Указано также на необходимость предоставления протокола общего собрания собственников жилых помещений на реконструкцию многоквартирного дома путём перевода на индивидуальную поквартирную схему теплоснабжения.
В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст. 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы гражданского и жилищного законодательства, положения ФЗ "О теплоснабжении" и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 сентября 2003 года N170, свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция МНиП42-01-2002, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N780, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, исходя из обстоятельств дела и представленных в их подтверждение доказательств, соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований М.В.П. по следующим основаниям.
Поскольку право на переустройство жилого помещения возникает при условии соблюдения требований законодательства, орган, осуществляющий согласование, должен провести оценку соответствия планируемого переустройства установленным требованиям.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных ч. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N307. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
давление теплоносителя - до 1 МПа.
Кроме того, указанной выше нормой определено, что переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии запрещается при наличии осуществлённого в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть предусмотрена схемой теплоснабжения и обусловлена соответствием источника тепловой энергии установленным законом требованиям.
Однако доказательств того, что техническая документация (схема теплоснабжения) на дом "адрес" предусматривает возможность такого перехода, а также соответствие устанавливаемого заявителем газового котла указанным выше техническим характеристикам, заявителем представлено не было.
Доводы жалобы о том, что М.В.П. обращалась в администрацию городского поселения с заявлением о согласовании переустройства системы газоснабжения, а не отопления, судебной коллегией не принимаются, поскольку заявителем ставится вопрос о переустройстве системы отопления с использованием индивидуального источника тепловой энергии - газового котла. В обоснование необходимости установки в квартире отопительного газового аппарата М.В.П. представлялись доказательства о неудовлетворительном состоянии отопления и нарушении температурного режима в указанном доме (л.д. 19 - 28).
Утверждение заявителя и его представителя о том, что представленный в орган местного самоуправления проект является проектом переустройства жилого помещения и соответствует установленным законом требованиям, является несостоятельным.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 октября 2014 года N22588-ОД/04, система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно при переходе на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определённом постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
На основании вышесказанного, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Отказ администрации городского поселения не является произвольным, основан на требованиях правовых норм, не нарушает права истцов на свободное владение, пользование, распоряжение принадлежащим им недвижимым имуществом, а направлено на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного и муниципального имущества и не лишают М.В.П. права при устранении вышеуказанных нарушений вновь обратиться в муниципальный орган с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны изложенным в заявлении. Разрешая спорные правоотношения, суд дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами права и обстоятельствами дела.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.В.П. и её представителя М.А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.