Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N3-410/15 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТБН Терминал" о признании частично недействующим Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N12ВР-1559 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТБН Терминал" (далее - ООО "ТБН Терминал") обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующим Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N12ВР-1559 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N12ВР-1559).
Административный истец, уточнив первоначально заявленные требования, просил признать недействующим Распоряжение N12ВР-1559 в части пункта 606 Перечня (Приложения к Распоряжению), которым в Перечень включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:22:0020101:1240, расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, 52 - принадлежащее заявителю на праве собственности нежилое здание.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что включение здания с кадастровым номером 50:22:0020101:1240 в Перечень противоречит другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям Налогового кодекса РФ, Закону Московской области от 21 ноября 2003 N150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" (в действующей редакции), и нарушает права и законные интересы ООО "ТБН Терминал" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные уточненные требования.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области требования ООО "ТБН Терминал" не признала, указала, что оспариваемое Распоряжение N12ВР-1559 принято Министерством в рамках его компетенции, с соблюдением всех требований норм действующего законодательства, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, просила суд отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Козловой О.А., суд, соглашаясь с заключением прокурора, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходит из следующего.
В силу пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом - согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении, в том числе: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу приведенной статьи критерием отнесения здания к торговому или административно-деловому центру является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества (часть 2 ст. 378.2).
В том числе частью 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В Московской области принят Закон от 21 ноября 2003 года N150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций Московской области" (далее - Закон МО N150/2003-ОЗ).
Статьей 1.1 Закона МО N15/2003-ОЗ (в редакции Закона Московской области от 06 июня 2013 N52/2013-ОЗ) установлено, что с 01 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 кв. м. и помещения в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Министерством имущественных отношений Московской области принято Распоряжение от 19 декабря 2014 года N 12ВР-1559 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Распоряжением N12ВР-1559 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Установлено, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, состоит из зданий (строений, сооружений). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость и в отношении помещений, входящих в состав таких зданий (строений, сооружений).
Распоряжение N12ВР-1559 опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N243, 12 декабря 2014 года, а также на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http//mio.mosreg.ru, 30 декабря 2014 года.
Компетенция Министерства имущественных отношений Московской области по принятию данного нормативного правового акта и порядок принятия акта административным истцом не оспаривается.
В указанный Перечень, утвержденный Распоряжением N12ВР-1559, под номером 606 включено здание с кадастровым номером 50:22:0020101:1240, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий район, городское поселение Октябрьский, ул. Ленина, д. 52.
Указанное здание с кадастровым номером 50:22:0020101:1240 -- как усматривается из представленных суду документов - находится в собственности Общества с ограниченной ответственностью "ТБН Терминал".
Так, суду представлена выписка от 05 июня 2014 года N22/036/2014-242 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, из которой следует, что ООО "ТБН Терминал" в период с 21 июля 1997 года по 05 июня 2014 года принадлежали расположенные по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 52, 13 объектов недвижимого имущества, в том числе объект с кадастровым номером 50:22:0020101:1240, наименование объекта - здание торгово-выставочного центра с мотелем, назначение - нежилое, площадь объекта - 8055 кв. м. Вид права - собственность, дата государственной регистрации: 15 июля 2011 года, основание государственной регистрации - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08 июня 2011 года NRU50513104-124РВ. На день выдачи выписки прекращение права не зарегистрировано (л. д. 214 - 219).
Суду также представлены:
- распоряжение главы городского поселения Октябрьский от 04 февраля 2008 года N18-РГ "О разрешении строительства торгово-выставочного комплекса с мотелем и многофункциональными помещениями по адресу: Московская область, Люберецкий район, поселок Октябрьский, ул. Ленина, д. 52" (л. д 210);
- выданное 04 февраля 2008 года разрешение NRU50513104-40 РС на капитальное строительство торгово-выставочного комплекса с мотелем и многофункциональными помещениями и крышной газовой котельной (л. д. 209);
- разрешение NRU50513104-124 РВ от 08 июня 2011 года на ввод в эксплуатацию построенного здания торгово-выставочного центра с мотелем, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, городское поселение Октябрьский, ул. Ленина, д. 52, общей площадью 8055,1 кв. м. (л. д. 211 - 212);
- свидетельство о государственной регистрации права от 15 июля 2011 года, согласно которому ООО "ТБН Терминал" принадлежит на праве собственности здание торгово-выставочного центра с мотелем, назначение: нежилое, 7-этажный (подземных этажей - 1) общая площадь 8055,1 кв. м., инв.N126:039-13742, лит. Ж, ж,, ж1, ж2, ж3, ж4, ж5, адрес объекта: Московская область, Люберецкий район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 52, условный номер 50:50:22/059/2011-131, документы-основания: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08 июня 2011 NRU50513104-124РВ (л. д. 108, 213).
11 ноября 2014 года ООО "ТБН Терминал" получено повторное, взамен выданного 15 июля 2011 года, свидетельство о государственной регистрации права, в котором объект права указан как "Нежилое здание, назначение: нежилое, 7-этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 8055,1 кв. м., инв.N126:039-13742, лит. Ж, ж, ж1, ж2, ж3, ж4, ж5, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Люберецкий район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 52", документы-основания: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08 июня 2011 NRU50513104-124РВ (л. д. 12).
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации "Торговля (Термины и определения)", утвержденным постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 года N242-СТ (ГОСТ Р 51303-99) торговые комплексы и торговые центры представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров о оказывающих широкий набор услуг.
Согласно ч.4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) Здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания:
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В настоящее время в принадлежащем ООО "ТБН Терминал" нежилом здании с кадастровым номером 50:22:0020101:1240 под торговые площади фактически используется 15,973 % общей площади здания (акт N15/261-П от 26 августа 2015 года, л. д. 221).
Таким образом, по фактическому использованию в настоящее время здание нельзя отнести к торговому центру.
Вместе с тем, здание с кадастровым номером 50:22:0020101:1240 изначально строилось и принято в эксплуатацию как торговый центр, что следует из представленных суду и указанных выше документов: разрешительной документации, акта принятия в эксплуатацию, кадастрового паспорта, документами технического учета (инвентаризации), правоудостоверяющих документов.
Таким образом, все здание изначально предназначено для использования в указанных в п. 2 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса целях.
Получение повторного свидетельства о праве собственности на спорное здание с указанием его характеристик: "нежилое здание, назначение: нежилое" не влечет для него, по мнению суда, утрату значения торгового центра.
Очевидно, что определение: "нежилое здание, назначение: нежилое" как более широкое понятие охватывает и определение "здание торгово-выставочного центра с мотелем, назначение: нежилое"
Кроме того, спорное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого также позволяет отнести данный объект недвижимости к торговым центрам.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьи 1.1 Закона Московской области N150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, а именно: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Оспаривая Распоряжение N12ВР-1559 ООО "ТБН Терминал" ссылается и на то, что указанное здание включено в Распоряжение N12ВР-1559 незаконно, так как вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020203:12, на котором расположено здание, - "под реконструируемое здание" не позволяет отнести здание к объекту налогообложения по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" и включить его в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Судом проверена и признана недостоверной информация административного истца о том, что здание с кадастровым номером 50:22:0020101:1240 расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0020203:12.
Согласно информации, представленной Люберецким филиалом Государственного унитарного предприятия Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" здание с кадастровым номером 50:22:0020101:1240 соответствует характеристикам здания торгово-выставочного центра с мотелем, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020203:6 (л. д. ).
Из представленных суду документов - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л. д. 214), свидетельства о государственной регистрации права (л. д. 220) - следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020203:6 общей площадью 9688 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 52, уч-к возле клуба, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства.
Суд не соглашается с доводом административного истца о том, что указанный вид разрешенного использования не соответствует требованиям пункта 1 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к общественно-деловым. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Частью 4 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов. В соответствии с частью 5 той же статьи общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее ООО "ТБН Терминал" нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0020101:1240, подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области", в силу чего это здание подлежало включению в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, в соответствии с кадастровым паспортом и документами технического учета (инвентаризации) объект недвижимости с кадастровым номером 50:22:0020101:1240 принадлежит одному собственнику, является отдельно стоящим нежилым зданием для размещения торгово-выставочного центра с мотелем, т.е. предназначен для использования в целях размещения торговых объектов, расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого: для общественно-делового и гражданского строительства - предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта - Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N12ВР-1559 недействующим в оспариваемой части.
Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "ТБН Терминал" в удовлетворении заявленных требований о признании частично недействующим Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N12ВР-1559 "Об определении Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.