Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чернышовой Н.И.,
судей Брянского В.Ю., Строчкиной Е.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе главы администрации города Георгиевска Ставропольского края Моисеева Е.И. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2015 года, которым частично удовлетворено заявление Николаенко Г.М., Кузьмина А.И. и Федотовой Т.М. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаенко Г.М., Кузьмин А.И. и Федотова Т.М. обратились в суд с заявлением, в котором просили: признать незаконным бездействие администрации города Георгиевска Ставропольского края, выразившееся в невыполнении процедуры изъятия жилых помещений у собственников; обязать администрацию города Георгиевска Ставропольского края принять решение об изъятии земельного участка и четырехквартирного жилого дома, признанного аварийным, расположенных по адресу: ... у собственников квартир путем выкупа либо предоставления взамен изымаемого иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2015 года заявление Николаенко Г.М., Кузьмина А.И. и Федотовой Т.М. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - частично удовлетворено:
признано незаконным бездействие администрации города Георгиевска Ставропольского края, выразившееся в невыполнении процедуры изъятия жилых помещений, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, у собственников квартир многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... ;
возложена обязанность на администрацию города Георгиевска Ставропольского края устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требования о возложении на администрацию города Георгиевска Ставропольского края принять решение об изъятии земельного участка и четырехквартирного жилого дома, признанного аварийным, расположенных по адресу: ... у собственников квартир путем выкупа либо предоставления взамен изымаемого иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену - отказано.
В апелляционной жалобе глава администрации города Георгиевска Ставропольского края Моисеев Е.И. не согласен с решением суда ввиду нарушения судом норм материального права. Указывает, что включение спорного дома в программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в СК в 2013-2017 годах" возможно только после реализации уже запланированных мероприятий, то есть после 31 декабря 2017 года, при условии финансирования программы. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Николаенко Г.М., Кузьмин А.И. и Федотова Т.М. считают доводы, приведенные в жалобе, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В жалобе не указано в чем конкретно выражаются нарушения норм материального права. Кроме того, в жалобе указаны доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
При таких обстоятельствах, настоящее дело подлежит рассмотрению в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-Ф3 от 06 октября 2003 года местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно Уставу города Георгиевска СК, в редакции решения Думы города Георгиевска от 14 января 2015 года N427-44, город Георгиевск является муниципальным образованием, наделенным Законом СК N ... от 04 октября 2004 года "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" статусом городского округа.
В соответствии с п. 26 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5- 9 указанной статьи.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N ... (в редакции от 25 марта 2015 года), жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания
Согласно п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В силу абз. 2 п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтновосстановительных работ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Николаенко Г.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ... Федотова Т.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ... Кузьмин А.И. является собственником квартир, расположенных по адресу: ...
Отчетом технического обследования здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... от 06 марта 2013 года установлено, что количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций здания не соответствуют установленным значениям с учетом пределов их изменения. Категория технического состояния здания в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, признана в соответствии с ГОСТ Р ... "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", аварийной. Жилой дом имеет 90% износа, непригоден для дальнейшей эксплуатации, признан аварийным.
28 мая 2014 года межведомственной комиссией, назначенной администрацией города Георгиевска, по заявлению собственников жилых помещений по ... , произведено обследование указанного многоквартирного жилого дома, по результатам которого составлен акт обследования N ... , а также дано заключение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно критически относится к доводам администрации города Георгиевска СК о том, что, поскольку мероприятия действующей адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах" направлены на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, признанного таковым и включенного в соответствующий реестр до 01 января 2012 года, включить данный дом, признанный аварийным в 2014 году, в настоящее время не представляется возможным. В случае разработки такого рода программы на следующий период и ее финансирования, дом может быть включен в нее только в 2018 году. Самостоятельно предпринимать какие-либо действия по переселению граждан из аварийного жилья администрация г. Георгиевска СК не имеет возможности в связи с отсутствием необходимого финансирования.
Как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, по смыслу норм действующего законодательства, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Действующим законодательством установлен алгоритм действий органа местного самоуправления, направленных на реализацию прав и законных интересов собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что никаких действий, предусмотренных законом, в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... , в установленном порядке признанного аварийным и подлежащим сносу, администрацией города Георгиевска СК не предпринимается.
Судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными, доводы администрации города Георгиевска о том, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья не является бездействием, поскольку обусловлено необходимостью включения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в краевую адресную программу, что в настоящее время невозможно, а самостоятельно решить этот вопрос администрация не имеет возможности ввиду отсутствия необходимого финансирования, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, данные обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством РФ в качестве оснований для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. Кроме того, осуществление полномочий органа местного самоуправления по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья не постановлено законом в зависимость от наличия либо отсутствия краевых либо каких бы то ни было иных адресных программ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация города Георгиевска не предприняла все возможные меры для своевременного и надлежащего исполнения возложенной на нее обязанности, а потому требование Николаенко Г.М., Кузьмина А.И. и Федотовой Т.М. о признании незаконным бездействия администрации города Георгиевска СК является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на администрацию города Георгиевска СК обязанности устранить выявленные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно не счел возможным обязать администрацию города Георгиевска СК принять решение об изъятии земельного участка и квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным, расположенных по адресу: ... , у их собственников путем выкупа либо предоставления взамен изымаемого иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.