Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.
при секретаре Мальцеве А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Решетникова М.Н., объяснения представителя Выборгской таможни - Николаева Н.С. в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Беркович Е.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным требования Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - Выборгская таможня) от 28 ноября 2014 г. N 408 об уплате таможенных платежей и пени на общую сумму "данные изъяты".
В заявлении указал, что 24 июля 2013 он въехал на территорию РФ на автомобиле " "данные изъяты"" с государственным регистрационным знаком N, в связи с чем заявителю был оформлен временный въезд на территорию РФ, ввоз транспортного средства был оформлен на срок один год на период с 24 июля 2013 года по 24 июля 2014 года включительно.
В обоснование заявленных требований Беркович Е.Е. указал, что он не смог выехать за пределы РФ в период до 24 июля 2014 г. связи с проведенной ему операцией в "адрес" в апреле 2014 года. По рекомендации врача он не имел возможности самостоятельно управлять автомобилем в течение шести месяцев, поэтому автомобиль был вывезен им только 28 октября 2014 года, то есть за пределами срока временного ввоза.
10 февраля 2015 года заявителем из Выборгской таможни было получено требование N861 от 28.11.2014 г. об уплате таможенных платежей. Согласно данному требованию он обязан оплатить таможенный платеж в размере "данные изъяты" рублей и пени в размере "данные изъяты" рублей в связи с не вывозом с территории таможенного союза временно ввезенного транспортного средства в установленный срок.
Данное требование было обжаловано заявителем в Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы, однако ответом от 12.03.2015 г. N11-01-05/06698 действия должностных лиц Выборгской таможни по направлению требования об уплате таможенных платежей от 28.11.2014 г. были признаны законными и обоснованными.
Заявитель полагал данное требование Выборгской таможни незаконным, поскольку с момента вывоза транспортного средства обязанность по уплате таможенных платежей прекратилась.
В суде первой инстанции представитель Берковича Е.Е. - Андреев В.В. по указанным основаниям заявленные требования поддержал.
Представитель Выборгской таможни Николаев Н.С. возражал по заявленным требованиям. пояснив, что Берковичем Е.Е. был нарушен установленный срок вывоза транспортного средства. Поэтому факт вывоза транспортного средства за пределы территории РФ по истечении установленного законом срока не освобождает заявителя от обязанности по уплате таможенных платежей.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 июня 2015 года заявленные Берковичем Е.Е. требования были удовлетворены, требование Выборгской таможни признано незаконным.
С данным решением не согласна Выборгская таможня. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция представителя заинтересованного лица, изложенная в судебном заседании.
До рассмотрения дела по существу от Берковича Е.Е. и его представителя - адвоката Андреева В.В. поступило ходатайство об отложении разбирательства по делу в связи с нахождением представителя заявителя в отпуске.
Обсудив заявленное ходатайство, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения и отложения разбирательства по делу. Правовая позиция представителя заявителя подробно и аргументированно изложена как и в судебном заседании, так и в возражениях на апелляционную жалобу Выборгской таможни. Каких-либо новых обстоятельств, о которых требуется пояснения заявителя и заинтересованных лиц, в апелляционной жалобе и возражениях на апелляционную жалобу не содержится.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Беркович Е.Е. 24 июля 2013 года через таможенный пост МАПП Брусничное Выборгской таможни осуществил временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство для личного пользования " "данные изъяты"", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с установлением срока временного ввоза - до 24 июля 2014 года. Указанное транспортное средство было вывезено с территории Таможенного союза 28 октября 2014 года, то есть за пределами установленного срока.
Постановлением начальника таможенного поста МАПП Брусничное Выборгской таможни по делу об административном правонарушении N10206000-1868/2013 от 24 июля 2013 года Беркович Е.Е. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 600 рублей. Копия указанного постановления была направлена Берковичу Е.Е., на что указывает имеющая место отметка в постановлении.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 166 Таможенного кодекса Таможенного союза, исходил из того, что при пересечении таможенной границы Таможенного союза таможенная процедура временного ввоза завершена. Учитывая, что спорное транспортное средство вывезено за пределы таможенной территории Таможенного союза, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращена.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции не основаны на фактических обстоятельствах, имеющих значение для дела, и не соответствуют нормам материального права.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза, предусматривающий возможность временного ввоза физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
При этом в соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311, первоначальный срок временного ввоза, устанавливаемый таможенным органом, составляет три месяца.
Частью 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 14 этого же Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.
Анализ пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 14 Соглашения свидетельствует о том, что перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей является исчерпывающим.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов происходит при вывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленном в пределах срока временного ввоза. В случае если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном частью 7 статьи 14 Соглашения.
Таким образом, вывоз транспортного средства физическим лицом по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза не влечет за собой прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
При этом основанием для начисления таможенных пошлин и налогов является факт невывоза автомобиля в установленный срок, а не факт нахождения автомобиля или его отсутствия на территории Таможенного союза на момент выставления требования об уплате таможенных платежей таможенным органом.
При таком положении вывод суда о том, что вывоз товара с территории таможенного союза за сроками временного ввоза освобождает лицо от исполнения возникшей у него при перемещении транспортного средства через таможенную границу публично-правовой обязанности по уплате таможенных платежей, не основан на законе.
Кроме того, судебная коллегия также принимает во внимание, что спорное транспортное средство вывезено ответчиком с таможенной территории Таможенного союза не только с нарушением установленного должностными лицами таможенного поста срока, в том числе с учетом его продления, но и по истечении установленного п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза срока, в связи с чем основания для освобождения ответчика от уплаты таможенных платежей отсутствуют.
Поскольку материалами дела подтверждается, что обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществлен ответчиком по истечении установленного срока временного ввоза, то ответчик должен уплатить таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения.
Не могут быть признано обоснованным вывод суда о том, что обязанность по уплате таможенных платежей у заявителя применительно к пункту 1 части 2 статьи 166 Таможенного кодекса Таможенного союза о прекращении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с вывозом автомобиля за пределы территории таможенного союза, прекращена фактическим пересечением заявителем таможенной границы, поскольку указанное законоположение, как следует из его содержания, распространяется на перевозчика, в то время как по настоящему делу рассматривается вопрос об ответственности заявителя как декларанта, т.е. лица, которое согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В то же время пунктом 21 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 данного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (часть 1 статьи 158 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 159 Таможенного кодекса Таможенного союза при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик при международной перевозке автомобильным транспортом представляет документы на транспортное средство международной перевозки, транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения, в том числе о весе брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
Таким образом, неосуществление Берковичем Е.Е. в отношении ввезенного на таможенную территорию таможенного союза транспортного средства действий предусмотренных статьями 158 и 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, исключает возможность определения его статуса, как перевозчика.
Напротив, факт декларирования ввезенного лично Берковичем Е.Е. транспортного средства, принадлежащего ему на праве собственности и подлежащего использованию им в личных целях в период пребывания на территории Российской Федерации, свидетельствует о наличии у него статуса декларанта, поскольку в силу пункта 2 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из ограничений по пользованию временно ввезенным транспортным средством является то, что данное транспортное средство должно находиться в фактическом владении и пользовании декларанта, а в соответствии с пунктом 4 статьи 351 Таможенного кодекса таможенного союза под "транспортным средством для личного пользования" понимается автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.
При указанных обстоятельствах фактический вывоз Берковичем Е.Е. транспортного средства с таможенной территории таможенного союза с учетом положений пункта 6 статьи 14 Соглашения не прекращает публично-правовую обязанность его, как декларанта, по уплате таможенных платежей, возникшую в связи с невывозом временно ввезенного транспортного средства для личного пользования в срок, установленный таможенным органом.
Доводы заявителя о том, что он не мог вывезти транспортное средство в связи с наличием у него заболевания, не подтверждается имеющимися в деле документами, поскольку медицинские документы не заверены надлежащим образом.
Кроме того, сам факт наличия таких документов не исключает обязанности заявителя по уплате таможенных платежей по изложенным выше основаниям.
С учетом изложенного, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и в связи с неправильным применением судом норм материального права, по делу следует принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 июня 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
В заявлении Берковича Евгения Ефимовича о признании незаконным требования Выборгской таможни N 408 от 28 ноября 2014 года - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
(Судья Гомзяков А.Г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.