Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гареевой Е.Б.,
судей Славской Л.А., Тарараевой Т.С.,
при секретаре Аврутиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению войсковой части 3475 об оспаривании отказа Зеленогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в предоставлении сведений из ЕГРП
по апелляционной жалобе войсковой части 3475
на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 31 июля 2015 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
установила:
Войсковая часть 3475 обратилась с заявлением о признании незаконным отказа Зеленогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Л.М.В. и возложении обязанности предоставить указанные сведения.
В обоснование указано, что "дата" командиром войсковой части 3475 направлен запрос в Зеленогорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю о предоставлении сведений о правах Л.М.В. на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества. В предоставлении запрашиваемых сведений было отказано ввиду того, что войсковые части внутренних войск не являются территориальными органами МВД России, а командиры войсковых частей не относятся к числу лиц, которым могут быть предоставлены сведения из ЕГРП на безвозмездной основе, в том числе обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества. Считают данный отказ незаконным, поскольку орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан бесплатно предоставлять сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в орган по учету государственного и муниципального имущества. За воинскими частями в целях обеспечения их деятельности в установленном порядке закреплены в оперативном управлении здания, строения, помещения. Внутренние войска МВД РФ входят в систему Министерства внутренних дел РФ. Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти. Воинскую часть возглавляет командир войсковой части, который представляет интересы воинской части в организациях и государственных органах. При постановке на учет военнослужащих сведения из ЕГРП должны быть запрошены органом, осуществляющим принятие на учет, т.е. в данном случае войсковой частью, которая в соответствии с законом имеет право получить указанные сведения на безвозмездной основе.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе войсковая часть 3475 просит решение суда отменить, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, приводя при этом доводы, аналогичные содержанию заявления и позиции в суде первой инстанции.
В письменных возражениях Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярску краю, указывая на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда, выслушав представителя истца - Денисова А.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика - Чернову А.Г., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ (действующей на момент рассмотрения дела) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. "данные изъяты" 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
Как следует из материалов дела и установлено судом, "дата" командир войсковой части 3475 обратился в Зеленогорский отдел Управления Федеральной службы государственного регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю о предоставлении обобщенных сведений о правах Л.М.В. на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества.
Зеленогорским отелом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю "дата" в предоставлении сведений отказано ввиду того, что командиры войсковых частей не относятся к числу лиц, которым могут быть предоставлены запрашиваемые сведения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" запрашиваемые войсковой частью обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества являются сведениями ограниченного доступа и могут быть представлены субъектам, прямо указанным в законе.
Установив, что воинские части внутренних войск не относятся к поименованным в законе органам исполнительной власти, имеющим право на получение сведений ограниченного доступа, суд пришел к выводу, что отказ регистрирующего органа в предоставлении командиру войсковой части запрашиваемых им сведений является правомерным.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу закона удовлетворение заявленных требований возможно, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит закону и нарушает права и свободы заявителя.
Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии регламентирована Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основания для предоставления сведений из ЕГРП, общий порядок предоставления сведений и ограничения, связанные с предоставлением информации, установлены в статьях 7, 8 данного Закона.
Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений (абз. 3 п.2 ст. 7 Закона).
В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости предоставляются в установленном законом порядке лицам, прямо перечисленным в названной норме.
Таким образом, Законом ограничен доступ к сведениям о правах отдельного лица на объекты недвижимости.
Содержащийся в названной правовой норме перечень лиц, которым могут быть предоставлены обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, является исчерпывающим и включает в себя, в том числе, руководителей, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных решениями руководителей данных органов или фондов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Исходя из установленного Законом перечня, применительно к рассматриваемому делу регистрирующий орган обязан предоставить сведения о правах отдельного лица на объекты недвижимого имущества в случае отнесения войсковой части внутренних войск к федеральным или территориальным органам исполнительной власти.
Проанализировав правовое положение войсковой части внутренних войск МВД России, суд пришел к правомерному выводу о том, что войсковая часть не входит в указанный перечень органов, которым регистрирующий орган обязан предоставить информацию о правах отдельного лица на объекты недвижимого имущества.
В силу ст. 1 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Согласно ст. 2 данного Закона соединения и воинские части входят в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений) (далее - оперативно-территориальное объединение) внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - главнокомандующий внутренними войсками). Органы управления внутренними войсками, соединения, воинские части, военные образовательные организации высшего образования и учреждения внутренних войск в гражданско-правовых отношениях выступают в качестве организаций. Указанные организации могут быть юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом МВД России от 15.11.2003 года N 884 утверждено Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласно которому воинские части в гражданско-правовых отношениях участвуют по правилам, установленным для федеральных казенных учреждений (п. 6).
Таким образом, по своей организационно-правовой форме воинские части внутренних войск МВД России отнесены к федеральным казенным учреждениям.
Само по себе указание в Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" на то, что внутренние войска входят в систему МВД России, не свидетельствует об отнесении воинских частей к федеральным органам исполнительной власти.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой в нее входит Министерство внутренних дел РФ.
Данным Указом учреждения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, не отнесены к федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, войсковая часть внутренних войск МВД России, являющаяся по своей организационно-правовой форме казенным учреждением, подведомственным МВД России, не является федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного, ссылки представителя войсковой части на то, что регистрирующий орган обязан предоставить запрашиваемые сведения командиру войсковой части, как руководителю федерального органа исполнительной власти, являются необоснованными.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 1.03.2011 года N 248 "Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации" воинские части внутренних войск МВД России не отнесены и к территориальным органам МВД России, что не оспаривалось представителем заявителя в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, поскольку командир войсковой части не подпадает под категорию лиц, которым регистрирующий орган в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязан предоставить информацию о правах отдельного лица на объекты недвижимого имущества, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, признав отказ Зеленогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в предоставлении запрашиваемых командиром войсковой части 3475 сведений о правах военнослужащего Л.М.В. на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости соответствующим закону и не нарушающим права заявителя.
Ссылки в жалобе на то, что запрашиваемые сведения необходимы для реализации возложенных на войсковую часть полномочий по принятию военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилья и предоставления жилья, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда, поскольку само по себе указанное обстоятельство не является достаточным основанием, допускающим в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выдачу запрашиваемых сведений ограниченного доступа лицу, не указанному в Законе.
Иных доводов, которые могли бы служить основанием к отмене решения, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 31 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 3475 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.