Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Маркина А.В. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Шарапове М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области на решение Самарского областного суда от 10 августа 2015 года об отказе в удовлетворении требований администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 20 ноября 2014 года N 14/31с-17.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области Чернухина Ю.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ЗАО " "данные изъяты"" Ковдра О.А. и Степанова К.Л., представителя ООО " "данные изъяты"" Речкина В.Ю., представителя Управления Росреестра по Самарской области Черкасовой Е.Г., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация г.о.Новокуйбышевск Самарской области обратилась в Самарский областной суд с заявлением с учетом уточнения о признании незаконным и отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Самарской области от 20 ноября 2014 года N 14/31с-17, которым удовлетворено заявление ЗАО " "данные изъяты"", собственника земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 104 310,00 кв. м и определена кадастровая стоимость названного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей.
Просила назначить по делу экспертизу, после проведения которой, установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной в соответствии с заключением эксперта и обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости, взыскать с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области судебные расходы.
Заявление мотивировано тем, что представленный в комиссию ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" отчет об оценке от 28 октября 2014 года N 29/07-14/1-7 составленный ООО "Независимый кадастровый центр" установилрыночную стоимость названного земельного участка ниже кадастровой стоимости, определенной на 1 января 2013 года в размере "данные изъяты" рублей. Разница в 70% и имеющаяся информации о действительной рыночной стоимости земельных участков в этом районе г.Новокуйбышевск по мнению администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области указывает на недостоверность установленной указанным отчетом рыночной стоимости земельного участка.
К участию в деле привлечены правительство Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Самарского областного суда от 10 августа 2015 года в удовлетворении заявления администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области отказано (том 3 л.д. 155-163).
В апелляционной жалобе администрация г.о.Новокуйбышевск Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (том 3 л.д. 166-169).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что результатом оспариваемого решения явится значительное снижение суммы земельного налога и соответственно снижение поступления доходов в бюджет муниципального образования, оспаривается вывод суда о соответствии отчета об оценке от 28 октября 2014 года N 29/07-14/1-7 составленный ООО " "данные изъяты"" требованиям законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", разъяснено, что
реализуя указанные конституционные предписания, с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ /ч.5 ст. 245 КАС РФ/
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости незаконным необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение не может быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам - на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, принявшую оспариваемое решение.
Если суд признает оспариваемое решения не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемого решения решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости незаконным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (далее - Порядок) предусмотрено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, Комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Как усматривается из материалов дела, решение об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей принято уполномоченным на то органом - комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, созданной на основании Приказа Росреестра от 6 февраля 2012 года N П/48.
Процедура принятия оспариваемого решения, установленная вышеуказанным Порядком, комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области соблюдена.
Положительное решение комиссии принято на основании анализа всех представленных документов, в том числе отчета об оценке от 28 октября 2014 года N 29/07-14/1-7, подготовленного ООО " "данные изъяты"" (том 1 л.д. 14-118) и экспертного заключения от 30 октября 2014 года N 14028-1768-63, составленного некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Национальная коллегия специалистов- оценщиков" (том 1 л.д. 119-128).
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии отчета об оценке от 28 октября 2014 года N 29/07-14/1-7 требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что названный отчет не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанный на заключение эксперта АНО " "данные изъяты"" N 03-133/15 от 1 июля 2015 года Суворова А.А. (том 3 л.д. 124-136) не может быть принято во внимание, так указанное заключение было проанализировано и отвергнуто судом со ссылкой на то, что выдвинутый в судебном заседании экспертом Суворовым А.А. довод о том, что оценщик ООО " "данные изъяты"" некорректно определилдиапазоны значений одного из ценообразующих факторов - площади земельного участка, противоречит его же выводу сделанному по итогам проведения судебной экспертизы о том, что отчет соответствует всем требованиям действующего законодательства, что нашло отражение в мотивировочной части решения.
Такие действия суда по оценке доказательств соответствуют разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 7 постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", согласно которым, заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ. Если экспертиза поручена нескольким экспертам, давшим отдельные заключения, то мотивы согласия или несогласия с ними должны быть приведены в судебном решении отдельно по каждому заключению.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что других доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
Решение Самарского областного суда от 10 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.