Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Дмитриевой О.С., Варнавского В.М.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 июля 2015 года по делу
по иску Т.С.Н., законного представителя Т.А.Д., действующей в интересах несовершеннолетнего Т.К.Е., к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации г. Алейска Алтайского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.С.Н., Т.Д.А., Т.А.Д., Т.К.Е. зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: "адрес" Алтайского края.
Т.С.Н., законный представитель несовершеннолетнего Т.К.Е. - Т.А.Д. обратились с иском в суд к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации г. Алейска Алтайского края о признании права общей долевой собственности, по ? доли за каждым, на указанную квартиру в порядке приватизации.
В обоснование требований истцы указали, что на основании обменного ордера N *** от ДД.ММ.ГГ занимают жилое помещение - квартиру по адресу: "адрес". Данное жилое помещение было предоставлено супругу Т.С.Н. - Т.Д.А., который состоял в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ год, на состав семьи из трех человек. После рождения в данной квартире стал проживать и был зарегистрирован внук нанимателя жилого помещения - Т.К.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения. До предоставления указанной квартиры семья истцов проживала и была зарегистрирована по "адрес". С момента выдачи обменного ордера и по настоящее время они проживают в жилом помещении по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение не является служебным, занимается на основании договора социального найма. Статус закрытого военного городка с города Алейск снят. В приватизации иных жилых помещений истцы не участвовали, Т.Д.А. и Т.А.Д. согласились на приватизацию квартиры и отказались от участия в ней
С заявлением о приватизации истцы обратились в ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ, ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, приложив все необходимые документы. Указанными учреждениями было сообщено, что они не наделены полномочиями на передачу жилья в собственность.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Т.Д.А., Т.А.Д.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 28 июля 2015 года исковые требования Т.С.Н., законного представителя несовершеннолетнего Т.К.Е. - Т.А.Д. удовлетворены.
Признано за Т.С.Н., Т. К.Е. право общей долевой собственности (по 1\2 доле каждому) в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру номер ***, общей площадью *** кв.м., расположенную по "адрес" Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что спорное жилое помещение было предоставлено Т.Д.А. в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей. Определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ по делу N *** разъяснено, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Также в определении от ДД.ММ.ГГ указано, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение о предоставлении Т.Д.А. спорного жилого помещения на условиях договора социального найма не принималось.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении данного имущество только Министерство обороны Российской Федерации может принимать решения о включении или исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда. Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных Министерство обороны Российской Федерации не принимало. Кроме того, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации.
Судом не учтены положения ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которые предусматривают порядок обеспечения жилым помещением военнослужащих, уволенных с военной службы с учетом наличия выслуги лет, основания увольнения, признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истцами при этом не представлено выписок из приказа, подтверждающих выслугу лет и основания увольнения Т.Д.А.
Ссылаясь на ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, ответчик указывает, что гражданин имеет право на получение жилья в собственность один раз, поэтому должен представить доказательства неучастия в приватизации во всех регионах России, чего истцы не сделали.
Главной целью формирования ведомственного жилищного фонда Минобороны Российской Федерации было и остается сохранение в распоряжении Министерства такого количества ведомственных жилых помещений, которое позволяло бы обеспечить интересы обороны и безопасности России, в том числе, обеспечить военнослужащего по месту службы жилищем в течение трех месяцев. Фактически большинство ведомственных жилых помещений Минобороны РФ предназначены не для постоянного, а преимущественно для временного проживания военнослужащих и юридически приравнены по статусу к служебным жилым помещениям.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность решения в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1).
Статьей 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащего" военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N ***р город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N *** "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
Судом установлено, что квартира "адрес" предоставлена супругу истца Т.С.Н. - Т.Д.А. на основании обменного ордера *** от ДД.ММ.ГГ на состав семьи из трех человек: Т.Д.А., его супруга Т.С.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, дочь Т.А.Д., ДД.ММ.ГГ года рождения.
Согласно выписке из лицевого счета *** от ДД.ММ.ГГ и выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГ нанимателем квартиры "адрес" является Т.Д.А., лицевой счет открыт на его имя. Помимо нанимателя Т.Д.А. в квартире зарегистрированы его супруга - Т.С.Н. с ДД.ММ.ГГ, их дочь Т.А.Д. с ДД.ММ.ГГ и внук Т.К.Е. с ДД.ММ.ГГ.
Из справкой *** от ДД.ММ.ГГ, выданной ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" отделом по г.Алейску, Алейскому и Шипуновскому районам, следует, что Т.Д.А. проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Данное обстоятельство нашло отражение в трудовой книжке Т.Д.А. ТК N ***.
Т.С.Н., Т.А.Д., как законный представитель несовершеннолетнего Т.К.Е., изъявили желание приватизировать вышеуказанное жилое помещение. При этом проживающие совместно Т.Д.А. и Т.А.Д. согласились на приватизацию жилого помещения, отказавшись от участия в приватизации в пользу истца Т.С.Н. и несовершеннолетнего К.Е.
Согласно справке N *** от ДД.ММ.ГГ ТУ Росимущества в Алтайском крае жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской Квартирно-эксплуатационной частью.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ в свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по г. Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ.
Из акта присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом в котором проживает истец по "адрес".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N *** "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ Алтайский край исключен.
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N ***
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение не является служебным, истцы ранее в приватизации жилья не участвовали, в связи с чем отсутствуют правовые основания для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд полно и всесторонне исследовал доказательства по делу и дал им надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил соответствующие нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение относится к служебным, являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку в судебном решении, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно п. 2 Постановления Совмина СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Из системного толкования вышеприведенных норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит.
Между тем стороной ответчика в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения.
Напротив, из архивной справки N *** от ДД.ММ.ГГ архивного отдела администрации г. Алейска Алтайского края следует, что в документах архивного фонда администрации Алейского горисполкома "Протоколы заседаний исполкома городского Совета, и документы к ним" за ДД.ММ.ГГ года, администрации города Алейска "Постановления главы администрации города" за ноябрь ДД.ММ.ГГ годы сведения о включении "адрес", находящейся по адресу: "адрес" число служебных жилых квартир Алейского гарнизона, отсутствуют.
В последующем нормативные акты о включении данного жилого помещения в число специализированного жилого фонда не принимались, и стороной ответчика не представлены.
Согласно сведениям N *** представленным ДД.ММ.ГГ отделением ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, жилое помещение, расположенного по адресу: "адрес", не относится к служебным. Ордер от ДД.ММ.ГГ за N ***, выданный *** КЭЧ Т.Д.А., - обменный.
При этом в силу ст. 73 Жилищного кодекса РСФСР обмен жилого помещения не допускается, если помещение является служебным или находится в общежитии.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а также то, что статус закрытого военного городка снят, спорное жилое помещение в аварийном состоянии, в общежитии не находится, следует согласиться с судом первой инстанции о том, что наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма, и члены его семьи имеют право на приватизацию данного жилого помещения.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат установленным судом обстоятельствам.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации, а также принимая во внимание то, что из Определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ усматривается, что дело N *** отправлено на новое рассмотрение, судебное постановление по существу не принято.
Доводы жалобы о том, что жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, а не лиц гражданского персонала, правового значения для разрешения спора не имеют. В данном случае спорные правоотношения не регулируются Федеральным законом "О статусе военнослужащих"
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Истец Т.С.Н. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ постоянно проживала по адресу: "адрес", затем в "адрес". Несовершеннолетний Т.К.Е. с рождения проживает в спорном жилом помещении.
Согласно справкам N ***, *** от ДД.ММ.ГГ Алейского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю истцы в приватизации по данным адресам не участвовали.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцы ранее не участвовали в приватизации. Доказательств обратного ответчиками не представлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению как необоснованные.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу разрешенного спора не опровергают, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения по ее доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.