Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Поздняковой Т.В.
судей Кашиной Л.И., Сеземова А.А.
при секретаре Поповой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
22 октября 2015 года
дело по апелляционной жалобе Кольцовой Т.И., Смирнова А.В. на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Кольцовой Т.И. отказать".
Заслушав доклад судьи Поздняковой Т.В., судебная коллегия
установила:
Кольцова Т.И. обратилась в суд с иском к МУП "Теплоэнерго", Департаменту ЖКХ, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск, МУП городского округа город Рыбинск "ИРЦ", в котором просила списать необоснованную задолженность и пени по ней, обязать МУП "Теплоэнерго" и МУП "ИРЦ" производить начисления за коммунальные услуги на основании показаний прибора учета, а не по нормативу потребления, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что Кольцова Т.И. проживает по адресу: "адрес". В апреле "данные изъяты" года в доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, однако теплоснабжающей организацией ежемесячно начисляется оплата за тепловую энергию исходя из площади жилого помещения по установленным нормативам, что противоречит требованиям действующего законодательства. В результате у истца за год образовалась необоснованная и незаконная задолженность по оплате тепла в сумме "данные изъяты" рублей и пени в сумме "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с передачей дела другому судье для объединения в одно производство. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу МУП городского округа город Рыбинск "Информационно-расчетный центр" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав Смирнова А.В., Кольцову Т.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены или изменения принятого судом решения.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета оплаты за коммунальную услугу по отоплению и возложении обязанности на МУП "Теплоэнерго" производить начисление размера платы за спорный период в ином порядке.
С выводами суда, мотивами, изложенными в решении суда, и применением при разрешении спора норм материального права судебная коллегия соглашается и считает их правильными.
В силу части 1 статьи 153, части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1, части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг Постановления N 354 Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., установлен порядок расчета и начисления платы за коммунальные услуги - отопление, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета оплата исчисляется по формуле, указанной в подпункте 2 пункта 2 приложения N2 к Правилам. Одним из показателей в этой формуле установлен V (t) - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год; при этом В приложении N2 к Правилам отмечено, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление производится по формуле 1.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, где учитываются показатели:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал), т.е. исходя из общей площади квартиры, среднемесячного потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 года.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012 г. "Об особенностях применения 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действовавшим до 21.09.2013 года, органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Ярославской области от 11.09.2012 года N 849-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению" постановлено применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, срок применения установленного порядка не далее, чем до 30.06.2016 года.
Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.
Из материалов дела усматривается, что дом, в котором проживает Кольцова Т.И., оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, который подключен в ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается истцом. Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам расчет за услугу по отоплению по жилому помещению Кольцовой Т.И. произведен с ДД.ММ.ГГГГ исходя из действовавших нормативов потребления, при этом впоследствии ответчиком произведена корректировка платы за тепловую энергию в ДД.ММ.ГГГГ года исходя из показаний прибора учета.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, истцом не представлено.
С учетом изложенного выводы суда об отсутствии оснований для перерасчета оплаты за коммунальную услугу по отоплению и возложении обязанности на МУП "Теплоэнерго" производить начисление размера платы за спорный период в ином порядке судебная коллегия соглашается.
Позиция суда первой инстанции не противоречит выводам, изложенным в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 года по делу N ГКПИ10-1499 по заявлению о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Разрешая спор, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, поскольку по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Также не влияют на правильность постановленного решения доводы апелляционной жалобы о необоснованном отклонении ходатайства истца об объединении в одно производство всех однородных исков жильцов дома, поскольку в соответствии с требованиями части 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объединение в одно производство нескольких однородных дел - право, но не обязанность суда. Отказ в объединении в одно производство гражданских дел не может повлиять на выводы суда по существу заявленных требований.
Не могут повлечь отмену принятого судом первой инстанции решения доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не применены правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
Так, пункт 1 указанных Правил устанавливает предмет их регулирования, а именно порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:
а) требования к приборам учета;
б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;
в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);
г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Таким образом, данные правила не регулируют и не устанавливают конкретный способ и порядок расчета оплаты поставленной потребителям тепловой энергии.
Судебная коллегия отмечает, что в пунктах 110-111 указанных Правил установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному); количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
Вместе с тем данные положения не противоречат указанным выше Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307, которые являются специальной нормой, регламентирующей конкретный размер расчета платы за отопление.
Доводы жалобы о том, что губернатор Ярославской области не наделен правом по изданию нормативного правового акта, определяющего порядок расчета платы за коммунальную услугу, в связи с чем, как указывает апеллянт, несостоятельны ссылки в решении на постановление правительства Ярославской области от 11.09.2012 г. N 849-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению", судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Приведенные законоположения закрепляют содержание подлежащих реализации Правительством Российской Федерации полномочий на основании собственного решения и выражаются в том числе в определении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Согласно пункту 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Следовательно, осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, и в частности его части 1 статьи 157. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, определяющего порядок расчета платы за коммунальную услугу, поскольку содержательная регламентация данных отношений осуществлена непосредственно высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.
Изложенная правовая позиция содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2013 N АКПИ12-1630.
Доводы жалобы в целом сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку суд ценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
По изложенным мотивам судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и оставляет ее без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Кольцовой Т.И., Смирнова А.В. на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 августа 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.