Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Шульга С.В.,
судей: Александровой М.В., Лозенко И.А.,
при секретаре Витко Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данильченко Т.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по апелляционной жалобе представителя Данильченко Т.В. на решение Яковлевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения представителя Данильченко Т.В. - Бойко А.А., судебная коллегия
установила:
Данильченко Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ о признании права собственности на квартиру "адрес" в порядке приватизации.
В обоснование своих требований она указала, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны РФ ей предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", выдан ордер N от ДД.ММ.ГГГГ г., где она проживает по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь Д.Д..
Желая приобрести квартиру в собственность, она обратилась в Министерство обороны РФ и в ФГКУ "СТУИО" МО РФ с заявлением о заключении договора о передаче квартиры в собственность на основании ФЗ N 1541-1 от 04.07.1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". ДД.ММ.ГГГГ получила ответ о том, что данная квартира за Министерством обороны не закреплена.
Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 15.09.2009г. N1330-р закрытый военный городок, в котором располагается спорная квартира, исключён из Перечня закрытых военных городков ВС РФ.
После принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке, чего сделано не было.
Истец считает, что с момента снятия статуса закрытого военного городка, в котором располагается спорная квартира, к данным правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
В настоящее время отсутствует механизм передачи жилых помещений, построенных за счет средств федерального бюджета, в собственность граждан, что нарушает конституционное право истца, предусмотренное ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 24 августа 1993 г. N 8, исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Просит признать за ней право собственности на указанное выше жилое помещение в порядке приватизации.
Данильченко Т.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила, об отложении слушания дела не просила.
Представитель Данильченко Т.В. в судебное заседание также не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд отзыв по иску, согласно которому спорная квартира является служебной, поэтому приватизации не подлежит. Министерство обороны РФ решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного не принимало. Дальниченко Т.В., при получении ордера, было известно о статусе квартиры. Данный факт ею не оспаривался в установленном законом порядке и не признавался недействительным. В настоящее время срок давности для оспаривания договора, установленный ч.1 ст. 181 ГК РФ, пропущен, оснований для его восстановления нет.
Представитель ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором также просил в иске Данильченко Т.В. отказать.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась Данильченко Т.В., ее представителем подана апелляционная жалоба, где ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, поскольку судом не были исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что до ДД.ММ.ГГГГ военный городок, в котором располагается спорная квартира, имел статус закрытого и по закону было невозможно использовать свое право на приватизацию. После исключения военного городка из числа закрытых, у Данильченко Т.В. появилась возможность приватизировать спорную квартиру.
В суде апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом по факсу, о чем свидетельствуют отчеты об отправке исходящей корреспонденции. Ходатайств об отложении слушания дела от них не поступило. Судебная коллегия приходит к выводу о слушании дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым оставить решение суда без изменения.
Согласно подп. 68 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
В соответствии с п/п "м" п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации N 205/2/709 от 15 октября 2009 года, изданными во исполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании к ДД.ММ.ГГГГ фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 4 ФЗ "О приватизации жилого фонда" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения".
Как следует из служебного ордера жилого помещения за N от ДД.ММ.ГГГГ Данильченко Т.В. была предоставлена закрепленная за Министерством обороны Российской Федерации в закрытом военном городке квартира "адрес". Данная квартира была предоставлена истцу в связи с трудовыми отношениями с Минобороны РФ, а не в связи с улучшением жилищных условий.
Факт вселения в квартиру на основании служебного ордера сам по себе не свидетельствует об отсутствии у жилого помещения статуса служебного, доказательств о снятии со спорного жилого помещения статуса служебного жилья не имеется.
При получении служебного ордера (ордер с красной полосой) на жилое помещение Данильченко Т.В. было известно о статусе квартиры. Данный факт не оспаривался в установленном законом порядке и не признавался недействительным.
Отсутствие регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости и реестре федерального имущества не свидетельствует о возможности отнесения такого жилого помещения к жилищному фонду социального использования, поскольку спорная квартира располагалась в закрытом военном городке и имела статус служебной на момент ее предоставления истцу.
Доводы истца в том, что с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма в связи, с чем она имеет право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно, суд обоснованно не принял во внимание.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, к которому относятся служебные жилые помещения, производиться на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Доказательств того, что компетентным органом принималось решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда либо решения о передаче в муниципальную собственность по делу не представлено.
Снятие статуса закрытого военного городка не влечет автоматическую утрату статуса служебного жилья, а отсутствие регистрации в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости не означает, что спорная квартира не обладает статусом служебной при наличии служебного ордера.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорную квартиру истец получил в связи с улучшением жилищных условий, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку доказательств этому не представлено, в том числе, что истец стоял в очереди на улучшение жилищных условий в администрации "адрес", что спорная квартира на момент ее предоставления находилась на балансе администрации района.
С учетом представленных по делу доказательств, суд постановилзаконное и обоснованное решение. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Яковлевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Данильченко Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.