Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Верещагина Г.С.,
судей Лобановой Н.В., Рудь Т.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства в городе Архангельске 5 ноября 2015 года частную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске на определение судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 5 октября 2015 года, которым постановлено:
"оставить административное исковое заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске к Алферову О.В. о взыскании пени без движения.
Предложить административному истцу в срок до 22 октября 2015 г. устранить указанные в мотивировочной части определения недостатки: уплатить государственную пошлину в размере "данные изъяты" и представить документ об ее уплате.
В случае невыполнения требований суда к указанному сроку административное исковое заявление считать неподанным и возвратить истцу",
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее ГУ - УПФ в г. Архангельске) обратилось с административным исковым заявлением к Алферову О.В. о взыскании пени в размере "данные изъяты" 15 копеек за несвоевременную уплату страховых взносов.
Судья вынес вышеуказанное определение, с которым не согласилось ГУ - УПФ в г. Архангельске. В частной жалобе представитель Гусевской С.Ю. просит его отменить, полагая, что учреждение освобождено от уплаты госпошлины при обращении в суд с административным иском.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ, данная частная жалоба подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия полагает определение судьи подлежащим отмене на основании следующего.
Оставляя административное исковое заявление ГУ - УПФ РФ в г. Архангельске без движения, судья исходил из того, что не соблюдены положения п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, поскольку к заявлению не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, и на основании п. 1 ст. 104 КАС РФ и пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождение ГУ - УПФ РФ в г. Архангельске от уплаты государственной пошлины не предусмотрено. Предложено устранить недостатки, уплатить государственную пошлину в соответствии с п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ.
С данным выводом судебная коллегия не соглашается.
Главой 32 КАС РФ предусмотрен порядок и особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц наделены органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы).
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (далее - пенсионный орган) в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона N212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица
Таким образом, пенсионный орган, являясь контрольным органом, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, в порядке гл. 32 КАС РФ вправе обратиться в суд за взысканием задолженности.
Требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрены ст. 287 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 КАС РФ, и в нем должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;
3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;
4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Таким образом, требование о приложении к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей, поданному пенсионным органом, доказательств уплаты госпошлины законом не предусмотрено.
Такое требование содержится в пункте 2 части 1 статьи 126 КАС РФ, ссылки на который ст. 287 КАС РФ не содержит.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 3, ст. 29 Федерального закона 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ГУ - УПФ РФ в г. Архангельске является территориальным органом, осуществляющим государственный контроль за уплатой страховых взносов их плательщиками, при обращении в суд выполняет государственную функцию и выступает в качестве государственного органа, так как возникшие правоотношения носят публично-правовой (властно-подчиненный) характер.
Следовательно, территориальные управления Пенсионного фонда по делам о взыскании страховых взносов (недоимки, пени, штрафов) освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для оставления административного искового заявления без движения не имелось, в связи с чем, определение судьи подлежит отмене, а исковой материал возвращению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии его к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Соломбальского районного суда г. Архангельска от 5 октября 2015 года отменить, административное исковое заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске к Алферову О.В. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов направить в Соломбальский районный суд г. Архангельска для рассмотрения вопроса о принятии заявления к производству суда первой инстанции.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи Н.В. Лобанова
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.