Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Чеботаревой М.В.,
судей: Утемишевой А.Р., Усенко Н.В.,
при секретаре Тукусер А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко Н.В. дело по апелляционным жалобам МИФНС России N 4 по Ростовской области, Симоняна Р.А. на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 28 января 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 4 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с заявлением о взыскании с Симоняна Р.А. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. в счет подлежащего уплате в бюджет земельного налога за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год и пени - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. В обоснование заявленных требований налоговый орган указал на то, что Симоняну Р.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в отношении которого ответчиком не исполнены налоговые обязательства по уплате земельного налога за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год. При этом об имеющейся недоимке налогоплательщик был уведомлен надлежащим образом, поскольку ему направлялись налоговое уведомление и требование, которые до настоящего времени не исполнены.
Симонян Р.А. возражал относительно заявленных требований, ссылаясь на то, что вступившим в законную силу решением Волгодонского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА определена кадастровая стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 01.01.2009 года в размере, равной рыночной- ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. Следовательно, по мнению Симоняна Р.А., у него отсутствует обязанность уплачивать земельный налог, исчисленный с кадастровой стоимости, отличной от той, что была установлена вышеназванным судебным актом.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 28.01.2015 года требования удовлетворены частично: с Симоняна Р.А. взыскана недоимка по земельному налогу за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб., а также ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. пени. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Принимая решение, суд пришел к выводу о том, что земельный налог за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год правомерно рассчитан из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с установленными методиками и утвержденной постановлением администрации Ростовской области, поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости объекта не могли быть внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты вступления в законную силу решения Волгодонского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Вместе с тем, суд не нашел законных оснований для удовлетворения требований налогового органа в полном объеме в части взыскания пени. Проанализировав представленный инспекцией протокол расчета пени, суд пришел к выводу о том, что отыскиваемая пеня в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. начислена в том числе и на сумму земельного налога за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, во взыскании которого налоговому органу было отказано вступившим в законную силу решением Волгодонского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Суд первой инстанции, приняв во внимание размер недоимки по земельному налогу за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, составляющий ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб, дату, до истечения которой надлежало исполнить налоговое требование ( ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА), период ( ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА дней), за который недоимка была начислена, начиная со ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, пришел к выводу о том, что сумма пени, подлежащая взысканию, составляет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб.
В апелляционной жалобе Симонян Р.А. просит отменить решение суда как незаконное, вынести новое - об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что установление на основании судебного акта кадастровой стоимости земельного участка, в размере, равной рыночной, предполагает восстановление прав, нарушенных результатом определения кадастровой стоимости, с момента такого нарушения.
МИФНС России N 4 по Ростовской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа во взыскании пени в заявленной сумме - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб., оспаривая правильность выводов суда первой инстанции о начислении должнику пени в том числе и на недоимку по земельному налогу за ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА год, во взыскании которой инспекции было отказано.
В отношении неявившихся представителя налогового органа, а также Симоняна Р.А. дело по апелляционным жалобам рассмотрено в порядке ч.2 ст.150 КАС Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам ст. 308 КАС Российской Федерации, приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено районным судом, Симоняну Р.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В соответствии с законодательством о налогах и сборах Симонян Р.А. является плательщиком земельного налога. Согласно сведениям, предоставленным налоговому органу ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области кадастровая стоимость указанного выше земельного участка на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год составляла ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб.
В адрес Симоняна Р.А. ( АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) направлено налоговое уведомление N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о необходимости в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА уплатить земельный налог за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб., а затем и требование по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, которые оставлены должником без исполнения.
Налоговый орган обратился к мировому судье о взыскании с Симоняна Р.А. указанной выше недоимки в порядке приказного производства.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА мировым судьей судебного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Волгодонского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании с Симоняна Р.А. недоимки по вышеназванному налогу, который отменен по возражениям должника определением мирового судьи от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в связи с чем ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА инспекция обратилась к ответчику с указанными требованиями уже в порядке искового производства.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. До ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА кадастровая стоимость вышеуказанного участка была определена по состоянию на 01.01.2007 года и составляла ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере, равной ее рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009 года в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации. Симонян Р.А. в соответствии со ст.ст. 388, 389 НК Российской Федерации, будучи собственником земельного участка, является плательщиком земельного налога. В силу ч.4 ст. 397 НК Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговым периодом по земельному налогу в соответствии со ст. 393 НК Российской Федерации признается календарный год. Налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Редакция данной статьи, действующая в период проведения кадастровой оценки, применяемой в Ростовской области с 2009 года, определяла, что Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный Порядок был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 3 16 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее Порядок, Постановление N 316).
Согласно п. 5 Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пункт 11 Порядка определяет, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которая применяется в Ростовской области с 2009 года, произведен в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов".
Согласно п. 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В Ростовской области средние удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельных участков, установлены Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 года N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", вступившим в силу с 01.01.2009 года.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости ( п. 3 ст. 66 НК Российской Федерации).
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК Российской Федерации).
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит указание на то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений данной статьи, оценщики определяют рыночную стоимость земельных участков на дату проведения кадастровой оценки, то есть в тех же экономических условиях, однако, это не означает, что вновь установленная рыночная стоимость должна применяться с означенной даты и в сфере налогообложения.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
По правилам ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу ч.5 ст.4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 165-О-О от 03.02.2010 года, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Вместе с тем, такое правое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК Российской Федерации, порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков и действуют во времени в порядке, определенном федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК Российской Федерации.
По правилам п. 1 ст. НК Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с нормами главы 31 НК Российской Федерации налоговый период по земельному налогу определен, как календарный год (п. 1 ст. 393 НК Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 391 НК Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При таком положении, с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03.02.2010 года N 165-О-О, размер кадастровой стоимости земельного участка, установленный решением Волгодонского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, не подлежит применению при расчете налоговой базы по земельному налогу за 2012 год.
Таким образом, при исчислении размера земельного налога за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год в данном случае следует исходить из ранее установленной кадастровой оценки земельного участка, что свидетельствует о том, что земельный налог за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год подлежал уплате Симоняном Р.А. в указанной налоговым органом сумме. Установленная законом процедура по налогообложению, а также срок и порядок взыскания недоимки инспекцией соблюдены, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности по налогу по мотивам, указанным Симоняном Р.А., у районного суда справедливо не имелось.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы инспекции о незаконности решения суда в части отказа во взыскании пени в заявленной сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. судебная коллегия также не находит. Так, в ходе рассмотрения дела районным судом было установлено, что пеня в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. начислена в том числе и на сумму земельного налога за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, во взыскании которого с Симоняна Р.А. налоговому органу вступившим в законную силу решением Волгодонского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА отказано. Суд первой инстанции, исходя из размера земельного налога и периода недоимки пришел к выводу о том, что сумма пени, подлежащая взысканию за неуплаченный земельный налог за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, составляет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. С таким выводом районного суда надлежит согласиться, поскольку он подробно мотивирован, основан на материалах дела, нарушений в применении закона к возникшим правоотношениям не допущено. Доводы налогового органа об обратном не основаны на фактах, опровергаются материалами дела, в том числе и развернутым расчетом пени, приобщенным инспекцией к апелляционной жалобе.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда и, как следствие, отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб. Руководствуясь ст.ст. 309 КАС Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 28 января 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МИФНС России N 4 по Ростовской области, Симоняна Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.