СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Ус Е.А.,
судей Жуковской С.В., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 12 октября 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Эжвинского районного суда "Адрес обезличен" Республики Коми от "Дата обезличена", которым ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ОАО " ... " об обязании провести внеплановую специальную оценку условий труда ... , провести специальную оценку условий труда во время проведения периодических медицинских осмотров (в здании центрального здравпункта) ... и трудового процесса (в том числе и по биологическому) отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения истца ФИО1, представителя АО " ... " ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Эжвинский районный суд "Адрес обезличен" с иском к ОАО " ... " об обязании провести внеплановую специальную оценку условий труда ... , ссылаясь, что в связи с вступлением в силу с 01 января 2014 года Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона N 421-ФЗ от "Дата обезличена" "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которыми с "Дата обезличена" процедура аттестации рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда, ответчик обязан провести внеплановую специальную оценку его условий труда по биологическому фактору, поскольку ранее при аттестации рабочего места в ... данный фактор аттестующей организацией не измерялся и не учитывался.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования, просил обязать ОАО " ... " провести специальную оценку условий труда во время проведения периодических медицинских осмотров (в здании центрального здравпункта) врача-отоларинголога по всем факторам производственной среды и трудового процесса (в том числе и по биологическому).
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требований.
Представители ответчика иск не признали.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Редакция абзаца 10 части 2 данной статьи, действующая до 01 января 2014 года, возлагала на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно статье 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Судом установлено, что приказом N ... от "Дата обезличена" ФИО1 принят на работу в Лечебно-профилактическое объединение " ... " с "Дата обезличена" на должность ... Оплата труда установлена согласно штатному расписанию.
Поликлиника АО " ... " не является специализированным медицинским учреждением, специфика деятельности которых предполагает наличие работ с патогенными микроорганизмами- возбудителями инфекционных заболеваний.
Приказом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" утверждены результаты аттестации ... рабочих мест ... ОАО " ... ", в том числе рабочего места ...
По результатам аттестации рабочего места ... было установлено отсутствие неблагоприятного воздействия вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Картой аттестации установлен ... й класс условий труда.
Решением Эжвинского районного суда от "Дата обезличена", вступившим в законную силу, ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к ОАО " ... " о признании недействительным результата аттестации рабочего места врача-отоларинголога по условиям труда в лечебно-профилактическом объединении ОАО " ... ".
При рассмотрении дела истец подтвердил, что специфика его трудовой функции не изменилась с момента проведения аттестации рабочего места в 2012 году.
Установив указанные выше обстоятельства и разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в АО " ... " в отношении рабочего места истца действуют результаты аттестации от "Дата обезличена", основания предусмотренные ч.1ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" для проведения внеплановой аттестации рабочего места истца отсутствуют и пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении.
Доводы истца о не проведении аттестации его рабочего места в здании центрального здравпункта не соответствуют действительности. При аттестации рабочего места истца наличие нескольких рабочих зон учитывалось работодателем, что подтверждается материалами дела (л.д. ... ) и гражданского дела "Номер обезличен".
Иные доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение законность принятого решения. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции допущено не было, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены верно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Обжалуемое решение суда является правосудным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.