Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Кудряшовой Е.П., Соляникова Р.В.
при секретаре Степаненко А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Прионежского муниципального района на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03.08.2015 по административному иску Уймонена Михаила Валентиновича об оспаривании отказа администрации Прионежского муниципального района в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уймонен М.В. обратился с административным иском в связи с тем, что он и его супруга являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: Республика Карелия, ( ... ) ХХ.ХХ.ХХ административный истец обратился в администрацию Прионежского муниципального района с требованием подготовить и выдать градостроительный план земельного участка, в чем ему было отказано письмом от ХХ.ХХ.ХХ N в связи с тем, что к земельному участку отсутствует проезд, необходимый для содержания и эксплуатации жилого дома, который предполагается построить на данном земельном участке. Административный истец просил суд признать указанный отказ административного ответчика незаконным, обязать его подготовить и выдать градостроительный план земельного участка.
Решением суда административный иск удовлетворен частично. Суд признал незаконным отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ( ... ), обязав административного ответчика выдать градостроительный план указанного земельного участка.
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, поскольку административным истцом при подаче заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка предоставлен неполный пакет документов.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Учитывая изложенное, рассмотрение настоящей апелляционной жалобы осуществляется судебной коллегией по правилам КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, административному истцу совместно с супругой на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ( ... ), расположенный в юго-западной части кадастрового квартала ( ... ) по адресу: Республика Карелия, ( ... ), категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенные, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью ( ... ) кв.м.
ХХ.ХХ.ХХ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, в чем ему было отказано письмом от ХХ.ХХ.ХХ N в связи с тем, что к земельному участку отсутствует проезд, необходимый для содержания и эксплуатации жилого дома, который предполагается построить на данном земельном участке.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Доводы апелляционной жалобы о законности отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка являются необоснованными в силу следующего.
По смыслу статей 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Орган, утверждающий градостроительный план земельного участка, при его разработке вносит все необходимые сведения о земельном участке в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Минрегиона России от 10.05.2011 N 207.
Сведения, зафиксированные в градостроительном плане земельного участка, прежде всего позволяют идентифицировать земельный участок (содержат кадастровый номер), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
В градостроительном плане земельного участка должны быть указаны все имеющиеся на конкретном земельном участке линии, границы (границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, границы зон исторической застройки), красные линии, охранные зоны линейных объектов (газопроводов, высоковольтных линий, линий связи и т.д.), санитарно-защитные зоны и др.
Таким образом, градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Сам по себе градостроительный план земельного участка как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения (сообщения, данные) и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Кроме того, из содержания приведенных выше положений закона следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы ГрК РФ, регулирующие отношения, возникшие между гражданином и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, представить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Часть 11 статьи 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, действовавших на время рассмотрения настоящего дела, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03.08.2015 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Прионежского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.