Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И.,
при секретаре Марковой В.Л.,
с участием прокурора Назарова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 приказа Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 1 июня 2015 года N 41 т "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл" в части исключения Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" из приложения и признании действующим индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом N 3 н от 21 января 2015 года для взаиморасчетов между сетевыми организациями Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (филиал "Мариэнерго") - Горьковская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на территории Республики Марий Эл на 2015 год,
установил:
приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 21 января 2015 года N 3 н "Об установлении на 2015 год индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл" (далее - Приказ N 3 н) установлены на 2015 год индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл согласно приложению.
В соответствии с указанным приложением к Приказу N 3 н установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал Мариэнерго) и Горьковской дирекцией по энергообеспечению - структурным подразделением Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД".
Приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 1 июня 2015 года N 41 т "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл" (далее - Приказ N 41 т) приложение к Приказу
N 3 н изложено в новой редакции, согласно которой Горьковская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" исключена из перечня сетевых организаций, для которых на территории Республики Марий Эл установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 Приказа N 41 т в части исключения Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" из приложения и признании действующим индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного Приказом N 3 н для взаиморасчетов между сетевыми организациями - ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Мариэнерго") и Горьковской дирекцией по энергообеспечению - структурным подразделением Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на территории Республики Марий Эл на 2015 год.
Как указывает заявитель, основанием для пересмотра Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл Приказа N 3 н и исключения Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" из схемы тарифного регулирования услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Марий Эл, явилось несоответствие Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям". Вместе с тем, по мнению заявителя, ОАО "РЖД" как единый хозяйствующий субъект на территории Российской Федерации соответствует установленным критериям независимо от осуществления регулируемого вида деятельности в конкретном субъекте Российской Федерации.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл было не вправе пересматривать установленные на 2015 год и действующие тарифы, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций; пунктом 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов дано указание принять до 1 января 2016 года с учетом положений настоящего постановления решения об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов и индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями. При этом ни в одном нормативном правовом акте не указано, что пересмотр установленных и действующих на 2015 год тарифов с учетом введенных критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям может быть осуществлен с 1 июня 2015 года.
В заявлении указывается, что в результате принятия Приказа N 41 т в оспариваемой его части нарушаются права заявителя, как организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, создаются препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности.
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл с заявленными требованиями не согласилось, просило в их удовлетворении отказать, представило отзыв и дополнение к нему, в которых указало, в частности, что оспариваемый акт не противоречит действующему законодательству, процедура его приятия была соблюдена, тарифы приведены в соответствие с действующим законодательством, что согласуется с абзацем 3 пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178. Изменения единых (котловых) тарифов и индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии приняты во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и в соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178, из которого следует, что при любом пересмотре тарифных решений в течение года (на основании предписаний Федеральной службы по тарифам, в случае пересмотра тарифов на основании пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 года N 458) подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям". В Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл поступило письмо Контрольно-ревизионного управления Федеральной службы по тарифам от 10 марта 2015 года N 4-1349 о выявленных нарушениях законодательства в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, которым Министерству экономического развития и торговли Республики Марий Эл предписано привести Приказ N 4 н в соответствие с действующим законодательством. Предписание Федеральной службы по тарифам обязательно для исполнения. При расчете единых (котловых) тарифов на основании указанного письма во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184 и пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Марий Эл были пересмотрены. При этом в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184, на который ссылается заявитель, не определен конкретный срок пересмотра тарифа. Поскольку заявитель не соответствует установленным критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, он был исключен из схемы тарифного регулирования с 5 июня 2015 года - даты вступления в силу оспариваемого приказа. О несоответствии Горьковской дирекции по энергообеспечению указанным критериям и предстоящем прекращении в отношении него действия установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии заявителю было известно задолго до принятия оспариваемого приказа из переписки с Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл по вопросу установления тарифа на период 2016-2019 годы, "дата" уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии было вручено представителю заявителя.
19 августа 2015 года суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ПАО "МРСК Центра и Приволжья") (прежнее наименование - ОАО "МРСК Центра и Приволжья"), которое в представленном отзыве поддержало позицию Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
В судебном заседании представитель заявителя - ОАО "Российские железные дороги" Шкуркина Е.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержала, дала объяснения, аналогичные изложенным в заявлении и уточнении к нему.
В судебном заседании представители заинтересованного лица - Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл Полубарьев М.Н. и Беляева Т.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали представленный отзыв на заявление и дополнение к нему.
Представитель заинтересованного лица - ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Краснощеков А.Ю. в судебном заседании поддержал позицию Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл и ранее представленный отзыв на заявление, в удовлетворении которого просил отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 года N 585 создано Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество), утвержден его устав. В соответствии со своим уставом ОАО "РЖД" является коммерческой организацией, учредителем общества является Российская Федерация. Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. В число основных задач общества входит поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Филиалы и представительства, создаваемые (открываемые) ОАО "РЖД", не являются юридическими лицами, наделяются имуществом, принадлежащим обществу, и осуществляют свою деятельность от имени общества.
В соответствии с Перечнем филиалов и представительств ОАО "РЖД", являющимся Приложением к уставу общества, Трансэнерго входит в число филиалов общества.
Горьковская дирекция по энергообеспечению (дирекция) является структурным подразделением Трансэнерго; основными задачами дирекции согласно положению о ней являются обеспечение электрической энергией ОАО "РЖД", оказание услуг по передаче электрической энергии через электрические сети холдинга "РЖД", в том числе сторонним потребителям, с целью получения прибыли (пункт 8 Положения) (л.д. 32-42).
Таким образом, заявитель является сетевой организацией, понятие которой дано в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1).
В соответствии с абзацем 6 части 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике в силу положения части 1 статьи 23 вышеуказанного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178, определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными этим же постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 35 указанных Правил цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
В силу положения части 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии).
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе принять до 1 января 2016 года с учетом положений настоящего постановления решения об установлении (пересмотре):
единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям;
индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Указа Главы Республики Марий Эл от 18.12.2014 года N 313 "Об изменении в структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл" Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл и контроля (надзора) за их применением.
Таким образом, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" на территории Республики Марий Эл в настоящее время осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (Положение о Министерстве экономического развития и торговли Республики Марий Эл утверждено Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.05.2010 года N 148) (л.д. 110-124).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят, в том числе, регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), в числе которых:
- цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф);
- индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в числе прочих, единые (котловые) тарифы и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями (индивидуальные тарифы).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 21.01.2015 года N 4 н "Об установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл" были установлены на 2015 год единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл согласно приложению N 1.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 21.01.2015 года N 3 н "Об установлении на 2015 год индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл" были установлены на 2015 год индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл согласно приложению (л.д. 7-9).
Так, приложением к Приказу N 3 н установлен, в частности, индивидуальный тариф для пары смежных сетевых организаций - ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Мариэнерго") - Горьковская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД".
Приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 01.06.2015 года N 41 т "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл" внесены изменения в вышеуказанные приказы - Приказ N 3н и Приказ N 4н (л.д. 125-132).
Согласно изменениям в Приказ N 3 н сетевая компания Горьковская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" исключена из перечня сетевых организаций, для которых на территории Республики Марий Эл установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.
Несогласие ОАО "РЖД" с исключением Горьковской дирекции по энергообеспечению из перечня сетевых организаций, для которых на территории Республики Марий Эл установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год, явилось основанием для обращения общества в суд с требованием об оспаривании Приказа
N 41 т в указанной части (л.д. 1-6, 50-59, 142-143).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) верховный суд республики рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 21.2 Закона Республики Марий Эл от 06.03.2008 года N 5-З "О нормативных правовых актах Республики Марий Эл" органы государственной власти Республики Марий Эл и государственные органы Республики Марий Эл, не указанные в статьях 9, 10, 12, 12.1 настоящего Закона, вправе издавать нормативные правовые акты в целях реализации полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.
Форма нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти Республики Марий Эл и государственными органами Республики Марий Эл, указанными в пункте 1 настоящей статьи, определяется соответствующими органами государственной власти Республики Марий Эл и государственными органами Республики Марий Эл.
Оспариваемый заявителем в части приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 01.06.2015 года N 41 т обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опосредованно влияет на неопределенный круг лиц (в том числе конечных потребителей услуг, для которых установлены единые (котловые) тарифы), им установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, регулируются отношения по расчетам за такие услуги. Решение рассчитано на неоднократное применение (в течение регулируемого периода) и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг, то есть содержит все критерии нормативного правового акта, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Процедура принятия нормативного правового акта, включая его опубликование и вступление в силу, порядок которых установлен Указом Президента Республики Марий Эл от 10.11.2010 года N 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл", была соблюдена; Приказ N 41 т зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл 3 июня 2015 года в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.04.2009 года N 106, опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru 4 июня 2015 года. В соответствии с пунктом 2 Приказа N 41 т он вступил в силу после дня его официального опубликования, то есть 5 июня 2015 года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Приказ N 41 т, как следует из его вводной части, был издан Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года N 148 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл" и на основании письма Федеральной службы по тарифам от 10 марта 2015 года N 4-1349.
Федеральная служба по тарифам согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 332, до 21 июля 2015 года (примечание - с 21 июля 2015 года ФСТ России упразднена, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе (Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2015 года N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования") являлась федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В силу пункта 6.5 Положения о Федеральной службе по тарифам она с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имела право направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства о государственном регулировании тарифов, об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).
Реализуя возложенные на нее полномочия, Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России) 10 марта 2015 года направила в адрес Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл письмо N 4-1349 с предписанием в связи с нарушениями Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл законодательства, допущенными при установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Марий Эл, выявленными ФСТ России при осуществлении контроля и мониторинге исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в срок до 1 апреля 2015 года привести приказ от 21.01.2015 года N 4 н "Об установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл" в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов. При этом указано, что в случае непринятия мер в установленные сроки ФСТ России рассмотрит вопрос о привлечении к административной ответственности виновных лиц (л.д. 172-175).
Согласно последующей переписке между ФСТ России и Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл срок исполнения требования ФСТ России от 10 марта 2015 года был продлен (л.д. 176-177).
Во исполнение указанного предписания Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл издало приказ N 41 т от 1 июня 2015 года, оспариваемый заявителем в части, которым изменило как вышеуказанный Приказ N 4 н, так и Приказ N 3 н, касающийся установления индивидуальных тарифов на 2015 год, пересмотрев тарифные решения в обоих случаях.
Поскольку на момент издания Приказа N 41 т уже действовало постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", которым утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и были внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, указанные тарифы (единый (котловой) и индивидуальные) были приведены Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл в соответствие с актуальными на 1 июня 2015 года редакциями, то есть с учетом указанного постановления Правительства Российской Федерации N 184.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации N 184 были внесены изменения, в частности, в пункт 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", согласно новой (действующей с 12 марта 2015 года) редакции которого основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Порядок принятия решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней закреплен в пунктах 25-30 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Как следует из материалов дела, в соответствии с указанным порядком правление Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, состав которого и порядок деятельности утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 26 января 2015 года N 12 (л.д. 156-159), провело процедуру принятия решения о пересмотре тарифных решений на 2015 год. Заседание правления по вопросу внесения изменений в действующие единый (котловой) и индивидуальные тарифы, как следует из выписки из протокола заседания правления Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, состоялось "дата" (л.д.160-162).
Согласно переписке между министром экономического развития и торговли Республики Марий Эл " ... " и начальником Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго " ... ", представленной в материалы настоящего дела, до сведения дирекции в марте 2015 года была доведена информация о несоответствии сетевой организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (л.д. 165-167). На состоявшемся "дата" совещании у и.о. министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл " ... " до сведения участников совещания была доведена информация о том, что с "дата" утвержденные ранее тарифы в отношении организаций, не подпадающих под критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, прекращают свое действие. Согласно протоколу совещания в нем принимал участие представитель Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - начальник Юдинского линейного отдела " ... " (л.д. 168-171). В это же день - "дата" указанному представителю было вручено уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) в отношении Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии ввиду несоответствия следующему критерию отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям: владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА. В уведомлении имеется подпись " ... " (л.д. 94-95).
Таким образом, порядок принятия Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл решения об изменении тарифных решений был соблюден, принятый Приказ N 41 т был направлен в ОАО "РЖД" посредством почтовой связи, что не отрицал в судебном заседании представитель заявителя.
В отношении соответствия Горьковской дирекции вышеназванным критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, проверка которого необходима для оценки обоснованности принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов Приказа N 41 т в части, касающейся заявителя, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 Критериев необходимым условием для отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что суммарная мощность силовых трансформаторов, которые ОАО "РЖД" использует для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Республики Марий Эл, составляет 4,135 МВА, то менее 10 МВА (л.д. 91-92). Соответствующие сведения были представлены самим заявителем в адрес Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл на основании запроса министра от 7 апреля 2015 года N 018-2418 для проведения анализа соответствии сетевых организаций Критериям (л.д. 178-180).
Ссылку в заявлении на то, что ОАО "РЖД" должно оцениваться на предмет соответствия названным Критериям как единый хозяйствующий субъект на территории Российской Федерации, то есть независимо от осуществления регулируемого вида деятельности в конкретном субъекте Российской Федерации, суд признает несостоятельной, поскольку из содержания пункта 1 Критериев прямо следует, что учитываться должна мощность только тех трансформаторов, которые непосредственно используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах конкретного субъекта Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл превысило свои полномочия, пересмотрев установленные и действующие с начала 2015 года индивидуальные тарифы, которые в соответствии с частью 6 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктом 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике устанавливаются на срок не менее чем год, судом отклоняется, поскольку заявителем не учтено следующее.
Пунктом 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом пункта 42 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
По общему правилу цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (абзац 1 пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике).
Вместе с тем, в силу абзаца 3 пункта 7 указанных Правил действие настоящего пункта не распространяется, в частности, на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Принимая во внимание, что Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл приняло оспариваемый (в части) Приказ N 41 т во исполнение предписания ФСТ России, которым Министерству предписывалось привести приказ от 21.01.2015 года N 4 н "Об установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл" в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, Приказ N 41 т фактически является решением, направленным на приведение ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, в связи с чем на исчисление срока его действия не распространяются положения абзаца 1 пункта 7 Правил.
То обстоятельство, что в предписании ФСТ России от 10 марта 2015 года идет речь только о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов Приказа N 4 н в связи с ранее допущенными нарушениями, не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не должен был приводить указанный нормативный правовой акт в соответствие с действующим на момент исполнения предписания законодательством и не должен был пересматривать индивидуальные тарифы, установленные на 2015 год.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", в соответствие с которым Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл были приведены тарифные решения Приказом N 41 т, отсутствует запрет на пересмотр с 1 июня 2015 года как единых (котловых) тарифов, так и индивидуальных цен (тарифов). Указание в нем на необходимость пересмотра тарифных решений до 1 января 2016 года не исключает возможности их пересмотра ранее указанной даты. Само предписание ФСТ России от 10 марта 2015 года не содержит указаний, обязывающих орган регулирования исполнить предписание в соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия Приказа N 4 н и ставшим неактуальным на момент исполнения предписания.
Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
По смыслу названного положения при любом пересмотре тарифных решений в течение 2015 года (в том числе в случае пересмотра тарифов на основании предписаний ФСТ России), подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184.
Утверждение единого (котлового) и индивидуальных тарифов является взаимосвязанным процессом, а изменение одного тарифа влияет на размер другого. В силу положений пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания), расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ (необходимая валовая выручка), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Таким образом, акты регулирующих органов об утверждении НВВ, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Все вышеизложенное свидетельствует о правомерности пересмотра Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл как единых (котловых), так и индивидуальных тарифов с учетом требований законодательства, действующего на момент исполнения предписания ФСТ России от 10 марта 2015 года.
Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела несоответствие Горьковской дирекции критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 года N 184, исключение регулирующим органом дирекции из перечня сетевых организаций, для которых устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл, произведено в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, оснований для вывода о противоречии подпункта 1 пункта 1 Приказа N 41 т в части исключения ОАО "РЖД" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" нормам Федерального закона "Об электроэнергетике" и положениям иных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, имеющих большую юридическую силу, не имеется.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Марий Эл
решил:
в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 приказа Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 1 июня 2015 года N 41 т "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл" в части исключения Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" из приложения и признании действующим индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом N 3 н от 21 января 2015 года для взаиморасчетов между сетевыми организациями Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (филиал "Мариэнерго") - Горьковская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на территории Республики Марий Эл на 2015 год отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Э.И. Салихова
Мотивированное решение составлено 18 сентября 2015 года в 14 часов 35 минут.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.