Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего - Имансакиповой А.О.,
при секретаре - В.Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению представителя Б.Т.В. ? Б.П.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной их рыночной стоимости,
установил:
Представитель Б.Т.В. Б.П.В. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной. Требование мотивировано тем, что Б.Т.В. принадлежал на праве собственности с "дата" по "дата" земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N. По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Алтай по состоянию на "дата" на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 18.09.2008 г. N 218 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Алтай" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N составляет "данные изъяты" рублей. Между тем, согласно отчету об оценке N Специализированной фирмы "РосЭксперТ7Алтай" от "дата" рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым N на "дата" "данные изъяты" рублей. В связи с этим, ссылаясь на нормы Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N категория земель: земли населенных пунктов - для проектирования и строительства компьютерного зала, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей.
Б.Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В судебном заседании представитель административного истца Б.П.В. требование, изложенное в административном исковом заявлении, поддержал.
Представитель Правительства Республики Алтай по доверенности К.Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменное возражение относительно административного иска.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай по доверенности Ф.С.Н. представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай К.А.В.., действующая на основании доверенности, представитель администрации МО "г. Горно-Алтайск" по доверенности П.Н.А. не возражали относительно удовлетворения требования.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Для целей
налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п.З ст. 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка* а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
В силу ч.1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Согласно налоговому уведомлению N, направленному
административному истцу налоговым органом "дата" и полученному административным истцом "дата" году, расчет земельного налога был произведен за 2011, 2012 и 8 месяцев 2013 года в сумме "данные изъяты" рублей.
Судом установлено, что административный истец Б.Т.В. обратилась в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной в ноябре 2014 года. Впоследствии, являясь инвалидом 2 группы, находилась на стационарном лечении в кардиологическом отделении республиканской больницы "адрес".
Поскольку Б.Т.В. в период с "данные изъяты". являлась собственником земельного участка с кадастровым N категория земель: земли населенных пунктов - для проектирования и строительства компьютерного зала, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", и у нее имеется обязанность по уплате земельного налога по указанному земельному участку в период нахождения его в собственности, то результаты определения кадастровой стоимости затрагивают ее права и обязанности как плательщика земельного налога. Таким образом, Б.Т.В. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с п.2 чЛ ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В ст. 24.20 названного Федерального Закона определено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, Б.Т.В. в период с "данные изъяты". являлась собственником земельного участка с кадастровым N категория земель: земли населенных пунктов - для проектирования и строительства компьютерного зала, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с "дата" правообладателем - собственником земельного участка с кадастровым N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", является Б.С.М.
Судом на основании кадастровой справки от "дата", пояснений представителя Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай К.А.В. установлено, что кадастровая стоимость указанного земельного участка была установлена и утверждена по состоянию на 01 января 2007 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 18.09.2008 года N 218 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Алтай" в размере "данные изъяты" рублей. Впоследствии по заявлению нового собственника в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка установлена иная кадастровая стоимость - в размере "данные изъяты" рубля.
Из представленного представителем административного истца в обоснование требования отчета об оценке N от "дата" следует,. что на "дата" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N, категория земель: земли населенных пунктов - для проектирования и строительства компьютерного зала, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", составила "данные изъяты" рублей.
Проверяя относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на "дата", к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В отчете оценщика N от "дата" рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на "дата", тогда как и кадастровая стоимость земельного участка была установлена Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Алтай также по состоянию на "дата". Оценивая данный отчет оценщика N от "дата", суд относит его к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правому регулированию оценочной деятельности. Отчет об оценке составлен компетентным экспертом-специалистом в области оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основан на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы.
Доказательств, свидетельствующих об ошибочности суждений оценщика и опровергающих правильность отчета, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
Ввиду изложенного суд полагает, что данное доказательство является надлежащим, подтверждающим достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная Специализированной фирмой "РосЭксперТ-Алтай" в отчете об оценке N от "дата" рыночная стоимость принадлежавшего административному истцу земельного участка в размере 198 800 рублей является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" рублей, что затрагивает права и обязанности Б.Т.В. как плательщика земельного налога.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в отчете об оценке на ту же дату, суд полагает, что требование Б.Т.В. подлежит удовлетворению.
Вопрос о судебных расходах по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, понесенных административным истцом и заинтересованными лицами, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в тех случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Кроме того, представитель Б.Т.В. Б.П.В. при рассмотрении дела судебные расходы не просил взыскать.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что судебные расходы, понесенные административным истцом по делу, не подлежат взысканию с административных ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление представителя Б.Т.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, поданное в суд в ноябре 2014 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N, категория земель: земли населенных пунктов - для проектирования и строительства компьютерного зала, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей, равной его рыночной стоимости, по состоянию на "дата"
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено "дата".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.