Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бельмас И.Ю., Бирючковой О.А.,
при секретаре Луштей Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов Николаева В.И. к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда от 03 сентября 2015 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., объяснения помощника прокурора Магаданской области Розенберг Н.Л. и Николаева В.И., полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в суд в защиту прав и законных интересов Николаева В.И. с иском к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковое заявление мотивировано тем, что Николаев В.И., "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением органа опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана от 02 июня 2015 г. Николаев В.И. включён в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
До настоящего времени Николаев В.И. органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании Николаев В.И. дополнительно пояснил, что проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его бывшей тещи. С ним проживает его сын Н., "дата" рождения. Его мать проживает отдельно, воспитанием ребенка не занимается.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения статей 17, 18, 40 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статей 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законов Магаданской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области", "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями", увеличив первоначально заявленные требования, прокурор города Магадана окончательно просил суд обязать мэрию города Магадана предоставить Николаеву В.И. на состав семьи два человека изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства жилое помещение площадью не менее 30 кв.м, расположенное на территории города Магадана, по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от 29 июля 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено управление образования мэрии города Магадана.
Решением Магаданского городского суда от 03 сентября 2015 г. исковые требования удовлетворены.
На мэрию города Магадана возложена обязанность предоставить Николаеву В.И., "дата" рождения, на состав семьи два человека изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства жилое помещение площадью не менее 30 кв.м, расположенное на территории города Магадана по договору найма специализированного жилого помещения в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе мэрия города Магадана ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регламентирующего спорные правоотношения.
В обоснование приводит доводы аналогичные изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Настаивает на том, что отнесение гражданина к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не является основанием для обеспечения данной категории граждан жилым помещением.
По мнению ответчика, основанием для предоставления жилого помещения данной категории граждан является включение гражданина в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако Николаев В.И. в областной список не включен.
Судом первой инстанции не приняты во внимание доводы о необходимости соблюдения процедуры, установленной федеральным и областным законодательством, в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отмечает, что финансовое обеспечение государственных полномочий Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета, использование которых допускается только по целевому назначению.
Бюджетные средства на обеспечение Николаева В.И. жилым помещением в 2015 г. предусмотрены не были. В этой связи полагает, что право истца на обеспечение жилым помещением мэрией города Магадана не нарушено.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу управление образования мэрии города Магадана и участвующий в деле прокурор полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, изложенным ответчиком в апелляционной жалобе.
Мэрия города Магадана, управление образования мэрии города Магадана, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали. Учитывая мнение явившихся лиц, руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частей 1, 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы мэрии города Магадана.
Судом по делу установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что Николаев В.И., "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведениям отдела опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана Николаев В.И. с "дата" по "дата" находился на полном государственном обеспечении в " ... ", "дата" Николаев В.И. был переведён в " ... ".
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения Николаев В.И. не является.
Истец без регистрации проживает в квартире N ... , расположенной в доме N ... по "адрес", принадлежащей на праве собственности Ж. (бывшей теще истца). В этой же квартире с истцом проживает его несовершеннолетний сын - Н., "дата" рождения.
По результатам рассмотрения заявления Николаева В.И. от 01 июня 2015 г. органом опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана 02 июня 2015 г. принято решение о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилым помещением Николаев В.И. на день обращения прокурора с иском в суд не обеспечен.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 ЖК РФ, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, статьи 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 г. N 541-ОЗ, пришел к выводу о том, что требования прокурора города Магадана законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что, не оспаривая наличие у Николаева В.И. субъективного права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетнего сына, мэрия города Магадана полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения возникнет у него только после включения истца в областной список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и выделения бюджету муниципального образования из областного бюджета субвенций на обеспечение Николаева В.И. жилым помещением.
Эти доводы приводились ответчиком при рассмотрении дела по существу, являлись предметом исследования и оценки и обоснованно отвергнуты судом первой инстанции, как несостоятельные по мотивам, изложенным в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, действующей в редакции Федеральных законов от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, от 02 июля 2013 г. N 185-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (далее - список). В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, вопреки доводам апелляционной жалобы не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться при условии и после включения таких лиц в указанный список.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство связывает возникновение права лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Поскольку Николаев В.И. признан лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, и, учитывая, что фактически жилым помещением он не обеспечен, исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены судом обоснованно.
Отсутствие финансирования или недостаточный объем финансирования не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению Николаева В.И. жилым помещением.
Приведенные выше и иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Эти доводы основаны на неверном толковании норм материального права в связи с чем не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, которые являются безусловными основаниями к отмене решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 03 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий Н. В. Бежевцова
Судьи И. Ю. Бельмас
О. А. Бирючкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.