Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Козловой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя истца Мандрикова К.Д. - Янкиной И.А., представителя ответчика - муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города ... " Вислогузова А.К. дело по апелляционной жалобе указанного ответчика на решение Промышленного районного суда города Смоленска от 19 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя ответчика Вислогузова А.К., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя истца Янкиной, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия
Установила :
Мандриков К.Д. обратился в Промышленный районный суд города Смоленска с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города ... " (далее по тексту - Управление) об оспаривании результатов специальной оценки труда.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что состоит в трудовых отношениях с Управлением, занимает должность спасателя. По результатам специальной оценки условий труда, проведенной ответчиком 5 августа 2014 г., ранее установленный ему итоговый класс условий труда 3.3 был снижен до 3.1, и с ним заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором отсутствуют условия о ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске 7 календарных дней и 36-часовой рабочей неделе, которые предоставлялись ему по итогам предыдущей аттестации рабочих мест.
По мнению истца, результаты специальной оценки условий труда являются недействительными, поскольку оценка проведена без учета особенностей труда спасателей, что прямо противоречит закону. К тому же, после предыдущей аттестации рабочих мест факторы трудового процесса спасателей не улучшились, поэтому не имелось законных оснований для снижения ранее установленного ему класса условий труда и лишения его компенсаций в виде дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени.
После уточнения заявленных требований просил суд:
- признать незаконной и отменить карту специальной оценки условий труда N ... от 5 августа 2014 г.;
- признать незаконными действия Управления по установлению 40-часовой рабочей недели и отмене дополнительного отпуска за вредные условия труда продолжительностью 7 календарных дней;
- признать незаконным и отменить дополнительное соглашение к трудовому договору от 22 января 2015 г., заключенное по результатам специальной оценки условий труда;
- признать действительной до проведения специальной оценки условий труда спасателей с учетом особенностей их труда ранее выданную карту аттестации N ... 2009 г. рабочего места спасателя;
- обязать Управление установить ему, истцу, 36-часовую рабочую неделю с момента отмены, т.е. с 31 ноября 2014 г.;
- обязать Управление предоставить ему, истцу, дополнительный отпуск за вредные условия труда за 2015 г.;
- обязать Управление выплатить ему, истцу, компенсацию за сверхурочную работу с момента отмены 36-часовой рабочей недели (с 31 ноября 2014 г.) по день исполнения решения суда согласно табелям учета рабочего времени.
Мандриков К.Д. в судебное заседание не явился.
Его представители Янкина И.А. и Любиченко В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители Управления Николаев А.П. и Вислогузов А.К. в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что после предыдущей аттестации рабочих мест спасателей прошло более 5 лет, поэтому работодатель обязан был в соответствии с законом провести специальную оценку условий труда. В отношении рабочих мест спасателей специальная оценка условий труда действительно должна осуществляться с учетом особенностей их труда, однако, поскольку эти особенности до настоящего времени не утверждены, проверка проводилась в общем порядке, что на переходный период допускается законом. Считали, что у работодателя имелись основания для снижения класса условий труда Мандрикова К.Д. с 3.3 до 3.1, поскольку улучшились факторы трудового процесса, а именно: изменилось место размещения отряда, установлено заземляющее устройство административного здания; приобретен новый автомобиль, увеличилась штатная численность отряда. Просили в удовлетворении иска отказать.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, была привлечена Государственная инспекция труда ... , которая просила рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Обжалуемым решением иск Мандрикова К.Д. удовлетворен частично.
Суд признал:
- незаконной и отменил карту специальной оценки условий труда спасателя аварийно-спасательного отряда N ... от 5 августа 2014 г.;
- незаконными действия Управления в части отмены Мандрикову К.Д. 36-часовой рабочей недели и непредоставления дополнительного отпуска за вредные условия труда;
- незаконным и отменил дополнительное соглашение к трудовому договору от 22 января 2015 г.
Суд:
- обязал Управление установить истцу с момента отмены 36-часовую рабочую неделю и признал за ним право на дополнительный отпуск;
- обязал Управление произвести перерасчет заработной платы истца исходя из 36-часовой рабочей недели, начиная с момента отмены такой недели.
В удовлетворении остальных требований истца было отказано.
В рассматриваемой апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение в удовлетворенной части иска, полагая, что выводы суда о недопустимости проведения специальной оценки условий труда спасателей до утверждения особенностей проведения такой проверки, а также об отсутствии оснований для снижения Мандрикову К.Д. класса условий труда и, соответственно, уменьшения объема предоставляемых компенсаций являются ошибочными.
Поверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (часть 5 статьи 37); каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41).
С учетом этого для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, трудовым законодательством предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда.
До 1 января 2014 г. вопросы установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда регулировались одноименным Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 (в ред. от 28.06.2012).
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 14 Федерального закона N 426-ФЗ введена классификация условий труда, которые по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс).
В свою очередь, вредные условиями труда (3 класс) делятся на подклассы:
- 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
- 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
- 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
- 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Согласно статье 92 ТК РФ (в ред. Федерального закона N 421-ФЗ) для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Кроме того, в соответствии со статьей 117 ТК РФ (в той же редакции) работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Данная методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесения условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформления результатов проведения специальной оценки условий труда.
Частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено установление особого порядка проведения специальной оценки условий труда для отдельных видов деятельности и организаций. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В целях поэтапной реализации мероприятий по специальной оценке условий труда частью 4 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ установлено, что, если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ пересмотр по результатам проведения специальной оценки условий труда ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, возможен лишь в случае объективного улучшения факторов производственной среды и трудового процесса.
Из дела видно, что истец Мандриков К.Д. на основании заключенного с ним трудового договора N ... от 29 января 2009 г. был принят на работу в Управление на должность спасателя, и ему установлена продолжительность рабочей недели 40 часов.
Согласно трудовому договору N ... от 1 марта 2011 г. истец был переведен на должность начальника поисково-спасательной группы Управления и по итогам аттестации рабочих мест (карта аттестации по условиям труда N ... от 7 августа 2009 г.) ему установлены класс условий труда на рабочем месте - 3.3 (при несении дежурства), - 4 (при выполнении работ в условиях чрезвычайной ситуации), а также компенсационная надбавка к должностному окладу - ... %, дополнительный отпуск - 7 календарных дней, продолжительность рабочей недели - в соответствии с действующим законодательством (36 часов).
В соответствии с дополнительным соглашением от 28 февраля 2014 г. к трудовому договору N ... Мандриков К.Д. с 1 марта 2014 г. был переведен на должность спасателя.
5 августа 2014 г., в связи с окончанием 5-летнего срока действия аттестации рабочих мест, Управлением была проведена специальная оценка условий труда.
Согласно карте N ... специальной оценки условий труда работников, спасателю аварийно-спасательного отряда установлен итоговый класс условий труда 3.1.
22 января 2015 между истцом и Управлением заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N ... от 1 марта 2011 г., которое не предусматривает предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней и установление 36-часовой рабочей недели.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что рабочие места лиц, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, а также работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. N 290 Перечень рабочих мест, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда должна проводиться с учетом особенностей, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Переходными положениями части 5 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ определено, что до установления особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в Перечень, в отношении таких рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в общем порядке.
При этом Правительством РФ (пункт 2 Постановления от 14 апреля 2014 г. N 290) дано поручение Министерству труда и социальной защиты РФ в срок до 1 января 2015 г. утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении предусмотренных Перечнем рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Таким образом, законодателем совместно с правительством установлен период действия переходных положений части 5 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ, в течение которого допускается проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в Перечень, в общем порядке - с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г.
Поскольку специальная оценка условий труда спасателей осуществлялась ответчиком за пределами указанного временного периода, притом, что особенности ее проведения в нарушение требований пункта 2 Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. N 290 не утверждены, суд пришел к обоснованному выводу о том, что результаты оценки являются недействительными и не могут быть использованы при определении вида и объема предоставляемых истцу компенсаций.
Суд правильно учел и тот факт, что оценка условий труда осуществлялась в здании расположения отряда, при этом условия труда спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций, при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций не оценивались.
Комиссией не были приняты во внимание особенности трудовой деятельности спасателей, определенные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), раздел "Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях", утвержденным приказом Минтруда России от 3 декабря 2013 г. N 707н (зарегистрирован в Минюсте России от 5 февраля 2014 г. N 31228).
Согласно ЕКС, должностные обязанности спасателей предусматривают: выполнение аварийно-спасательных, поисково-спасательных и других неотложных работ в различных климатических условиях с использованием соответствующего снаряжения; ведение поиска пострадавших, в том числе с применением специальных приборов поиска, принятие мер по их спасению, оказанию им первой помощи; поддержание постоянной готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Спасатель должен знать: правила, приемы, технологию и последовательность выполнения поисково-спасательных работ, в том числе с применением
кинологических расчетов; способы и приемы деблокировки и транспортировки пострадавших, способы и приемы работы с пожарным оборудованием; основы выживания в экстремальных ситуациях; основы ведения аварийно-спасательных работ с применением альпинистского снаряжения; технические характеристики механизмов, машин и приборов, используемых при проведении поисково-спасательных работ; основные характеристики средств индивидуальной и коллективной защиты; способы и приемы определения поражающих факторов в чрезвычайной ситуации; основы ведения водолазных спасательных работ; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Таким образом, жизнь и здоровье спасателей подвержены повышенному риску, что в ряде случаев, как отмечено в заключении Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ от 3 июня 2015 г. (л.д. 194-196), предопределяет применение к ним положений части 9 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ, в силу которых, если проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов может создать угрозу для жизни членов комиссии, самих работников, экспертов или иных лиц, комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений и отнести условия труда на таких рабочих местах к опасному классу условий труда (4 класс).
Наконец, как правильно указал суд со ссылкой на приобщенное к делу заключение Департамента ... по социальному развитию от 23 марта 2015 г. N ... (л.д. 28-35), снижение оценки класса (подкласса) условий труда Мандрикова К.Д. произошло по причинам сокращения количества оцениваемых показателей факторов производственной среды и трудового процесса, а также введения ограничений признаков идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
В частности, комиссией не оценивались микроклимат, световая среда, напряженность трудового процесса на рабочих местах работников аварийно-спасательного отряда, которые учитывались ранее при аттестации рабочих мест спасателей.
Кроме того, при оценке условий труда по шуму изменилось значение нормируемого эквивалентного уровня звука. Так, при аттестации рабочих мест по условиям труда применялся нормируемый эквивалентный уровень звука, равный ... ДБа, а в настоящее время применяется нормативное значение, равное ... ДБа.
Следовательно, согласно новой Методике и Классификатору, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н, изменились критерии оценки факторов производственной среды и трудового процесса.
Доказательств объективного улучшения самих этих факторов как основания для пересмотра в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, Управлением не представлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают.
Данные доводы по существу тождественны доводам возражений относительно иска, которые проверялись судом первой инстанции и были обоснованно им отвергнуты.
В такой ситуации оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила :
Решение Промышленного районного суда города Смоленска от 19 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города ... " - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.