Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Кустовой И.Ю., Степанова П.В.
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Петухова В.С., администрации Хохловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 10 июля 2015 года, которым постановлено:
Заявление Петухова В.С. о признании незаконным и нарушающим права заявителя решений филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю" NN ***, ***, ***, ***, ***, *** от 30.04.2015 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости, возложении обязанности решить вопрос о внесении изменений в отношении объектов недвижимости в государственный кадастровый учет в связи со сменой вида разрешенного использования - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Петухова В.С.- Тарасовой Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ФГБУ " ФКП Росреестра " по Пермскому краю- Ширинкиной И.В., возражающей против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Петухов В.С. обратился в суд с заявлением о признании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости NN ***, ***, ***, ***, ***, *** от 30.04.2015 года не соответствующими требованиям закона и нарушающими права, возложении обязанности решить вопрос о внесении изменений в отношении объектов недвижимости в виде земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в связи со сменой вида разрешенного использования.
В обоснование заявленных требований Петухов В.С. указал, что с 1995 года являлся собственником земельного участка площадью 56 289 кв.м. с кадастровым номером ***, находящегося на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения крестьянского фермерского хозяйства по адресу: ****. 14.03.2015 года обращался с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости путем смены вида разрешенного использования с "для ведения крестьянского фермерского хозяйства", на "под огороды", что предусмотрено Правилами землепользования и застройки Хохловского с/п. Решениями кадастрового органа процедура государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости приостановлена по причине несоответствия размера земельного участка предельно допустимому размеру для разрешенного использования -10 000 кв.м., установленному Правилами землепользования и застройки. Учитывая изложенное, размежевал земельный участок на 7 отдельных земельных участков с кадастровыми номерами ** площадью 7100 кв.м., ** площадью 8791 кв.м., ** площадью 8652 кв.м., ** площадью 7351 кв.м., ** площадью 9953 кв.м., ** площадью 8801 кв.м., ** площадью 5641 кв.м. и вновь обратился с заявлением о смене вида разрешенного использования, однако решениями от 30.04.2015 года вновь государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости приостановлен, но уже в качестве причины указано на невозможность смены вида разрешенного использования без изменения категории земельных участков, либо без оформленных в установленном порядке документов о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения для размещения некоммерческих объединений граждан в соответствии с ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан".
Заявитель считает, что решения незаконны и нарушают его права поскольку ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" давая понятие огородного земельного участка, предусматривает возможность ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства без образования объединения. Изменение вида разрешенного использования не противоречит назначению земельного участка, при этом запрашиваемый вид разрешенного использования, предусмотрен градостроительным регламентом для Хохловского с/п. При таких обстоятельствах просит признать решения незаконными и нарушающими права и возложить обязанность решить вопрос о смене вида разрешенного использования.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Петухов В.С. указывая, что не отрицая отнесение принадлежащих ему земельных участков к землям сельскохозяйственных угодий, полагает, что в силу действующего законодательства он как собственник земельных участков имеет право самостоятельного выбора назначения принадлежащих ему земель. Выводы суда не основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В апелляционной жалобе администрация Хохловского сельского поселения просит решение суда отменить. Полагают, что отсутствие градостроительных регламентов не может являться прямым запретом на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Не согласны с выводами суда о том, что спорные участки отнесены к землям сельскохозяйственных угодий.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решения администрации Пермского района от 12.05.1992 года за N 10 главе крестьянского хозяйства Петухову В.С. из земель сельхозугодий предоставлен на праве собственности земельный участок площадью 1,55 га для ведения крестьянского хозяйства, в состав которого вошли пашни, сенокосы, пастбища, приусадебные земли, леса, под дорогами и под постройками.
Петухову Г.В.как главе крестьянского хозяйства решением администрации Пермского района от 12.05.1992 года за N 11 из земель сельхозугодий предоставлено 4,13 га для ведения крестьянского хозяйства, при этом в составе значились пашни, сенокосы, пастбища, приусадебные земли, леса, под дорогами и под постройками.
Постановлением от 8.08.1994 года за N 588 крестьянское хозяйство Петухова Г.В. ликвидировано путем присоединения к крестьянскому хозяйству Петухова В.С. и за крестьянским хозяйством Петухова В.С. в частную собственность закреплен земельный участок площадью 4,13 га (пастбища).
С 1995 года за Петуховым В.С. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ** площадью 56 289 кв.м. с кадастровым номером **, находящийся на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения крестьянского фермерского хозяйства по адресу: **** (л.д.7).
19.03.2015 года филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером ** по тем основаниям, что площадь земельного участка не соответствует предельным размерам, предусмотренным градостроительным регламентов для выбранного вида разрешенного использования (л.д.15).
По результатам межевания от 13.04.2015 года, 15.04.2015 года в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения об образовании из земельного участка с кадастровым номером ** земельных участков с кадастровым номерами ** площадью 7100 кв.м., ** площадью 8791 кв.м., ** площадью 8652 кв.м., ** площадью 7351 кв.м., ** площадью 9953 кв.м., ** площадью 8801 кв.м., ** площадью 5641 кв.м. (л.д. 17-23).
Петухов В.С. обратился в кадастровый орган с заявлением о внесении кадастровых изменений в объект недвижимости, связанных с изменением вида разрешенного использования земельных участков с для ведения крестьянского хозяйства" на вид разрешенного использования " под огороды ". Оспариваемыми решениями от 30.04.2015 года основанием для приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости явилось несоответствие необходимых для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ " О государственном кадастре недвижимости". Нарушение требований земельного законодательства. Не соблюдена процедура перевода земельных участков из одной категории в другую, не предоставлены документы, свидетельствующие о соблюдении ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан".
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции на основе анализа положений закона пришел к выводу о том, что оспариваемые решения филиала ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " по Пермскому краю требованиям закона не противоречат, прав заявителя не нарушает.
Оснований к отмене решения суда судебная коллегия не усматривает
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, установив, что Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые решения кадастрового органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Указаний на то, что спорные земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям, материалы дела не содержат.
Согласно справке N 250 от 10 марта 2014 года из Правил землепользования указанные в ней основные виды разрешенного использования относятся к землям сельскохозяйственных угодий, а указанный в справке вид разрешенного использования " огороды", на котором настаивает заявитель, не предусмотрен Земельным кодексом РФ, в связи с чем включение в основные виды разрешенного использования не соответствует земельному и градостроительному законодательству.
Кроме того, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч.ч.1 ст. 4.1 Федерального закона " О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации ". Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского ( фермерского ) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку положений закона и установленных по дел обстоятельств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 10 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Петухова В.С., администрации Хохловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.