Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Варламовой Е.А., Брыкова И.И.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
12 октября
2015 года апелляционную жалобу ООО "Бьюти Смайл"
на решение Можайского городского суда Московской области от 22 июня 2015 года по делу по заявлению ООО "Бьюти Смайл" о признании предписания Государственного инспектор труда незаконным,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
установила:
ООО "Бьюти Смайл" обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания, вынесенного Государственным инспектором труда Крей О.А. от 29.05.2015 N "данные изъяты", общество просило признать его незаконным и отменить.
В обоснование своих требований заявитель указал, что в указанном предписании ООО "Бьюти Смайл" обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно до 19.08.2015:
обеспечить проведение с работниками общества обязательных периодических медосмотров, предусмотренных действующими нормативными актами; обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обязательные медицинские осмотры;
произвести начисление и выплату Ефремовой Т.А. компенсации за задержку выплаты заработной платы за февраль 2015 года, в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ.
По мнению заявителя, Государственный инспектор труда Крей О.А. превысил свои полномочия, вынеся указанное предписание.
Решением Можайского городского суда Московской области от 22 июня 2015 года требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе заявитель не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным предписания по вопросу обеспечения проведения с работниками общества обязательных периодических медосмотров, предусмотренных действующими нормативными актами; обеспечения недопущения к работе лиц, не прошедших обязательные медицинские осмотры.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К основным полномочиям, указанным в ст. 356 ТК РФ, которые реализует государственная инспекция труда, относятся, в числе других, следующие: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Руководствуясь положениями ст. 212 ТК РФ, Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", суд установилиз штатного расписания ООО "Бьюти Смайл", что в штате общества имеются электрик, в силу свих должностных обязанностей производящий работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках, а также бармен - кассир, которые обязаны проходит периодический медицинский осмотр.
С учетом того, что в обществе имеются работники, занятые на работах по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, осуществляющие монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках, а также работники в сфере общественного питания, в силу вышеприведенных норм права судом сделан верный вывод о правомерности предписания в части возложения на общество данных обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по результатам специальной оценки условий труда в обществе отсутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых должны проводиться обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, не могут быть приняты во внимание, с учетом требований Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Разрешая вопрос о признании незаконным предписания государственного инспектора труда в части возложения на общество обязанности произвести начисление и выплату Ефремовой Т.А. компенсации за задержку выплаты заработной платы за февраль 2015 года, в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ, суд, учитывая положения ст.ст. 236, 381, 382 ТК РФ, указал, что спор по выплате компенсации на основании ст. 236 ТК РФ в силу статьи 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
На основании ст.ст. 356, 357 ТК РФ, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В связи с чем судом сделан вывод о том, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, требование - провести начисление и выплату Ефремовой Т.А. компенсации за задержку выплаты заработной платы за февраль 2015 года, в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ, являются незаконными и подлежат отмене.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается и считает выводы суда правильными.
Решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можайского городского суда Московской области от 22 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.