Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования работников дошкольного образования "Информационно-образовательный Центр "Альтернатива" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования работников дошкольного образования "Информационно-образовательный Центр "Альтернатива" (далее по тексту - МАОУ ДПО РДО "ИОЦ "Альтернатива", Центр, административный истец) обратилось в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:030210:39, общей площадью 5 118 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Петрова, д.30а (далее по тексту - земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере 10 944 000 рублей.
Административный иск мотивирован тем, что обладая земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования административный истец уплачивает за него земельный налог в сумме, зависящей от его кадастровой стоимости. Размер последней составляет 74 376 464, 94 руб. и, по мнению МАОУ ДПО РДО "ИОЦ "Альтернатива", нарушает его права, поскольку превышает его рыночную стоимость, равную 10 944 000 рублей, определенную Отчётом об оценке N256-2015 от 17 сентября 2015 года по состоянию на 05 ноября 2009 года.
В качестве правового основания заявленного спора указана часть 3 статьи 66 ЗК РФ (л.д.3, 4).
В ходе рассмотрения настоящего административного дела административный истец, в силу части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), изменил основание заявленного спора и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 7 972 000 рублей, определённой Отчётом об оценке N 341-2015 от 03 ноября 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью "Удмуртская оценочная компания" (далее по тексту - ООО "Удмуртская оценочная компания") по состоянию на 01 января 2007 года, соответствие действующему законодательству которого подтверждено положительным Экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N ЭП-031115-УР от 03 ноября 2015 года (л.д.132).
Представитель МАОУ ДПО РДО "ИОЦ "Альтернатива" Ф.А.В. (доверенность N5 от 30 сентября 2015 года сроком на один год, л.д.7) в судебном заседании поддержал уточнённые требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Правительства УР и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений УР (далее по тексту - Минимущества УР) К.С.В. (доверенности N7-196/34 от 29 декабря 2014 года сроком по 29 декабря 2015 года и N06 от 12 января 2015 года сроком по 31 декабря 2015 года, л.д.208, 209) в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований, заявленных МАОУ ДПО РДО "ИОЦ "Альтернатива", полагая правомерным представленный им Отчёт об оценке земельного участка за N 341-2015 от 03 ноября 2015 года.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. (доверенность N96 от 15 ноября 2014 года сроком до 31 декабря 2015 года, л.д.120) в судебном заседании также не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, которая будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления настоящего решения суда в законную силу (л.д.213).
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР) Б.Ю.А. (доверенность N18/2013-78 от 10 июня 2013 года сроком на три года, л.д.210) в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований МАОУ ДПО РДО "ИОЦ "Альтернатива", пояснив, что земельный участок, находящийся у них в постоянном (бессрочном) пользовании, является ранее учтённым, сведения о нём были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2005 году, кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 января 2007 года, а изменения его количественных и качественных показателей, которые имели место в 2009 и 2014 годах, не повлекли изменения его кадастровой стоимости (л.д.211, 212).
Заинтересованное лицо - Администрация г. Ижевска была своевременно извещена о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила (л.д.125).
В силу ч.4 ст.247 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие Администрации г. Ижевска.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков - Правительства УР и Управления Росреестра по УР, представителей заинтересованных лиц - Минимущества УР и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные МАОУ ДПО РДО "ИОЦ "Альтернатива" требования подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам дела, административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: эксплуатация и обслуживание административного здания и кладовой; общая площадь 5 118 кв.м; адрес объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Петрова, 30а; кадастровый номер: 18:26:030210:39.
Данные обстоятельства следуют из свидетельства о государственной регистрации права 18 АБ N938359 от 13 марта 2014 года (л.д.27, 183 на обороте).
Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия) или решением суда.
Причём для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Данное требование закона административным истцом соблюдено.
Уведомлением об отказе в принятии заявления к рассмотрению от 28 сентября 2015 года за N15-03/411 Комиссия уведомила Центр о том, что их заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путём установления рыночной стоимости, поступившее в Комиссию 22 сентября 2015 года, не принято к рассмотрению в соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности (л.д.30).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как постоянного (бессрочного) пользователя земельного участка, МАОУ ДПО РДО "ИОЦ "Альтернатива" обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке N 341-2015 от 03 ноября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:030210:39, составленный независимым оценщиком - ООО "Удмуртская оценочная компания", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года составляет 7 972 000 рублей (л.д.133-192).
Согласно представленному административным истцом положительному экспертному заключению N ЭП-031115-УР от 03 ноября 2015 года, выполненному Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" (далее по тексту - НП "СРОО "Экспертный совет"), членом которого является оценщик, Отчёт об оценке N 341-2015 от 03 ноября 2015 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности НП "СРОО "Экспертный совет" (л.д.193-206).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно государственному контракту N2 от 15 августа 2007 года Заказчиком по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики являлось Минимущества УР, которое в силу условий данного контракта принимало и оплачивало вышеназванные работы (л.д.126-131).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года".
При этом, в приложении N1 к данному Постановлению, которым утверждён перечень подлежащих оценке земельных участков в составе земель г. Ижевска по состоянию на 01 января 2007 года, в строке 24 850 имеется земельный участок с кадастровым номером 18:26:030210:39, кадастровая стоимость которого определена в размере 74 376 464, 94 руб.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16 декабря 2009 года N1826/204/09-12527, сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:26:030210:39 внесены в государственный кадастр недвижимости 28 декабря 2005 года (л.д.184).
При этом уточнение местоположения и площади земельного участка с приложением межевого плана, не повлекло изменения его площади и, соответственно кадастровой стоимости земельного участка (решение N КП 1826/09-4992 от 29 октября 2009 года).
Изменение вида разрешённого использования земельного участка: с "для эксплуатации и обслуживания здания детского сада N203" на "эксплуатация и обслуживание административного здания и кладовой" (решение N 1800/14-6726 от 04 февраля 2015 года) произошло в порядке информационного взаимодействия, в пределах одной группы земельных участков: "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", что также не повлекло изменения кадастровой стоимости земельного участка (п.2.3.8 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N222).
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым и вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на 01 января 2007 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке N 341-2015 от 03 ноября 2015 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением N ЭП-031115-УР от 03 ноября 2015 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:030210:39 по состоянию на 01 января 2007 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца (л.д.115, на обороте, 214).
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:030210:39, равный 7 972 000 руб., установленный в Отчёте об оценке N 341-2015 от 03 ноября 2015 года участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили (л.д.215).
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Рассматривая заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском (л.д.5, 6), суд приходит к следующему.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Верховный Суд РФ разъяснил, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 05 ноября 2009 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд Центр обратился только 07 октября 2015 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а КАС РФ - 15 сентября 2015 года, а в ранее действовавшем законодательстве не был установлен срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования работников дошкольного образования "Информационно-образовательный Центр "Альтернатива" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
На основании заявления муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования работников дошкольного образования "Информационно-образовательный Центр "Альтернатива" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поданного в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике 22 сентября 2015 года, установить кадастровую стоимость земельного участка, категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: эксплуатация и обслуживание административного здания и кладовой, с кадастровым номером 18:26:030210:39, площадью 5 118 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Петрова, 30а, в размере его рыночной стоимости, равной 7 972 000 рублей, определённой в соответствии с Отчётом об оценке N 341-2015 от 03 ноября 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью "Удмуртская оценочная компания" по состоянию на 01 января 2007 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 ноября 2015 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.