Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сафиной М.М., Терехина В.А.,
при секретаре судебного заседания Логуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Дорремстройкомплект" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Дорремстройкомплект" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Дорремстройкомплект" - Денисова А.В. в ее поддержку, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Набиева Р.И., возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Дорремстройкомплект" (далее - ООО "Дорремстройкомплект") обратилось в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что результаты кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", значительно превышают его рыночную стоимость.
На этом основании ООО "Дорремстройкомплект" просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), общей площадью 30 835 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Складская, дом 7, имеющего кадастровый номер ... , указав ее равной рыночной стоимости в размере 8592 000 рублей по состоянию на 1 января 2010 года.
В судебном заседании представитель ООО "Дорремстройкомплект" - Денисов А.В. заявленные требования поддержал.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Набиев Р.И., Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Залялова Р.Ф. заявленным требованиям возражали.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет города Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд первой инстанции принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось ООО "Дорремстройкомплект", в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене.
При этом указано, что согласно отчету независимого оценщика ООО "ФинАктив" от 7 июля 2014 года N 32/05-14, получившего положительное заключение НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2010 года, то есть на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Верховный Суд Республики Татарстан пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка должна быть определена по состоянию на 19 октября 2011 года, поскольку на данную дату отнесено изменение категории этого участка с земель промышленности на земли населенных пунктов и составлен акт об определении кадастровой стоимости, в связи с чем в удовлетворении заявления было отказано.
Апеллянт настаивает на том, что кадастровая стоимость земельного участка должна определяться по состоянию на 1 января 2010 года, поскольку перечень участков, кадастровая стоимость которых утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, сформирован по состоянию на 1 января 2010 года. На эту дату рассматриваемый земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет, но в перечень не попал. Вследствие этого кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере 24113586,70 рублей. Именно эта стоимость была внесена в Государственный кадастр недвижимости с даты вступления в силу постановления Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 и она же является предметом оспаривания.
Изменение категории земельного участка 19 октября 2011 года не привело к изменению ее кадастровой стоимости. Имело место наличие технической ошибки, которая была исправлена. Фактически стоимость земельного участка была указана не как для земель промышленности, а как для земель населенных пунктов, и из ее размера исчислялся и уплачивался земельный налог.
Доказательств того, что в сведениях о данном земельном участке содержалась кадастровая стоимость, отличная от оспариваемой, в материалах дела не имеется. При этом материалами дела подтверждается неизменность ее размера с 2011 года. Судом необоснованно были отклонены доказательства кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию до и после исправления кадастровой ошибки. При этом суд свои выводы построил на отмененных нормативных правовых актах в области кадастровой стоимости. По мнению апеллянта, суд должен был признать в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость на основании отчета, представленного ООО "Дорремстройкомплект".
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "Дорремстройкомплект" апелляционную жалобу поддержал.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан возражал ее удовлетворению.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, которым данное дело отнесено к категории административных дел.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По смыслу части 1 статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (часть 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (аналогичное правовое регулирование содержалось в статье 24.21 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ООО "Дорремстройкомплект" является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей), общей площадью 30 835 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Складская, дом 7, имеющего кадастровый номер ...
Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 16 декабря 2010 года рассматриваемый земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 16 сентября 2002 года. При этом для него указана категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 2003 года N 100 была определена его кадастровая стоимость в размере 6325491 рубль 90 копеек.
При утверждении постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан земельный участок с кадастровым номером ... не был включен в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке ввиду отнесения к иной категории земель.
На основании заявления ООО "Дорресмтройкомплект" Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" принято решение от 19 октября 2011 года об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, внесены изменения в сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером ... , данный земельный был отнесен к другой категории земель - земли населенных пунктов.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 19 октября 2011 года установлена кадастровая стоимость названного земельного участка, в размере 24 113 586 рублей 70 копеек. При этом применены пункты 2.1.3, 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N222.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, является дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом суд счел недоказанной заявителем достоверность указанной в представленном им отчете N 32/05-14 от 7 июля 2014 года итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, поскольку рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2010 года, тогда как его кадастровая стоимость была установлена на дату внесения уточненных сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то есть на 19 октября 2011 года. Суд сделал при этом обоснованный вывод о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости и его кадастровая стоимость установлены на разные даты.
Из материалов дела усматривается, что судом было предложено представить иные доказательства, разъяснено право заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка. Однако представитель заявителя настаивал на рассмотрении дела по имеющимся доказательствам.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, а проведенное им исследование доказательств - соответствующим процессуальным правилам о доказывании по данной категории дел.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к воспроизведению позиции ООО "Дорремстройкомплект", изложенной в суде первой инстанции, и к иной трактовке обстоятельств дела.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что заявитель не представил надлежащих доказательств величины рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года, то есть на указанную в заявлении дату, в то время как Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 19 октября 2011 года установлена кадастровая стоимость названного земельного участка, в размере 24 113 586 рублей 70 копеек на дату внесения уточненных сведений о нем в государственный кадастр недвижимости. Иных сведений о более раннем внесении земельного участка с требуемыми характеристиками в государственный кадастр недвижимости в деле не имеется.
Доводы жалобы о совпадении кадастровой стоимости земельного участка до и после внесения изменений при установленных обстоятельствах, связанных с изменением категории земель, сами по себе основанием для отмены решения суда являться не могут. Суд данные обстоятельства установилправильно и пришел к обоснованному выводу о дате включения рассматриваемого земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании заявитель требования не изменял, в связи с чем дело было разрешено по существу по изначально заявленному предмету и основаниям.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению ООО "Дорремстройкомплект" изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорремстройкомплект" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.