Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.
при секретаре Четиной Е.А.
с участием:
помощника прокурора Свердловской области Куриловича И.А.,
представителя административного истца Шамшуриной Е.А. - Кузнецовой М.С.,
представителя административного ответчика Правительства Свердловской области - Кашиной М.Е.,
представителя заинтересованного лица Администрации г. Екатеринбурга Свердловской области - Жолобовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамшуриной Е.А. о признании недействующим пункта 17 постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2015 года N 546-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области",
установил:
Правительством Свердловской области 30 декабря 2011 года издано постановление N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - постановление N 1855-ПП), которым утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области (пункт 1 постановления).
Названное положение предусматривает формулу, по которой определяется годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено:
КС x СтАП x Ку x ПК
АП = ----------------------------, где:
100
АП - величина арендной платы в год по договору аренды;
КС - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка в рублях;
СтАП - ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области;
ПК - понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц, установленный постановлением Правительства Свердловской области;
Ку - коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусматриваемых прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на очередной год.
Пунктом 3 постановления N 1855-ПП утверждены понижающие коэффициенты для отдельных категорий лиц, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области (далее - Понижающие коэффициенты) (приложение к постановлению), согласно которым для пенсионеров, имеющих звание ветерана в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", установлен понижающий коэффициент в размере 0,1 (л.д. 60-65).
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 августа 2012 года N 902-ПП (далее - постановление N 902-ПП) в Понижающие коэффициенты внесены изменения: их наименование после слов "территории Свердловской области" дополнены словами ", предоставленные для некоммерческого использования" (пункт 43 постановления) (л.д.152-174).
В связи с этим, приложение, утвержденное пунктом 3 постановления N1855-ПП стало называться "Понижающие коэффициенты для отдельных категорий лиц, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, предоставленные для некоммерческого использования".
Подпунктом 2 пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2015 года N 546-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - постановление N 546-ПП) внесены изменения в постановление N 1855-ПП, в соответствии с которыми пункт 3 постановления N 1855-ПП изложен в следующей редакции:
"Утвердить понижающие коэффициенты для отдельных категорий лиц, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, под индивидуальными жилыми домами и земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства; предоставленные для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства; предоставленные для обустройства овощных ям; под временными металлическими гаражами, под индивидуальными (или) кооперативными гаражами и земельные участки, предоставленные для строительства индивидуальных и (или) кооперативных гаражей (прилагаются)" (л.д. 76-77).
Наименование приложения, утвержденного пунктом 3 постановления N 1855-ПП, изложено в новой редакции: "Понижающие коэффициенты для отдельных категорий лиц, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (пункт 15 постановления) (л.д. 80-81).
Постановление N 546-ПП официально опубликовано 29 июня 2015 года на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) (л.д. 59), вступило в силу в день его официального опубликования, распространяет свое действие с 01 января 2015 года (пункт 17 постановления N 546-ПП) (л.д. 76-81), является действующим в настоящее время.
Шамшурина Е.А., 1930 года рождения, являющая пенсионером (л.д.16) и обладающая статусом ветерана труда (л.д.17), обратилась в суд с требованием о признании недействующим с момента принятия пункта 17 постановления N546-ПП.
В обоснование указала, что является арендатором 99/100 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309057:8, с разрешенным использованием: под место размещения конно-спортивной базы с автономной газовой котельной. Оплачивает 99/100 от арендных платежей за земельный участок. В период 2012-2015 годы арендная плата ей начислялась с учетом понижающего коэффициента. Так как разрешенное использование земельного участка не включено в перечень, предусмотренный пунктом 3 постановления 1855-ПП (в редакции постановления N 546-ПП), то с изданием постановления N 546-ПП она утратила право на применение понижающего коэффициента при исчислении размера арендной платы. В связи с ретроспективным действием постановления N 546-ПП в июле 2015 года ей был произведен перерасчет арендной платы за 2015 года, расчет ее произведен без применения понижающего коэффициента, в результате чего годовой размер арендной платы увеличился на ( / / ) рублей, чем ухудшено ее положение.
Полагает, что пункт 17 постановления 546-ПП, распространившей действие этого постановления на отношения, возникшие с 01 января 2015 года, противоречит конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, требованию определенности правого регулирования, а также принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В судебном заседании представитель Шамшуриной Е.А. - Кузнецова М.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Пояснила, что административный истец не оспаривает право Правительства Свердловской области устанавливать или отменять льготы по уплате аренды за земельные участки. Однако полагает, что эти действия могут совершаться только на будущее время и не могут иметь обратной силы. Шамшурина Е.А., приобретая право аренды на указанный земельный участок, не намеревалась использовать и не использовала его в коммерческих целях. Не обладая статусом индивидуального предпринимателя, она и не могла использовать земельный участок в целях извлечения прибыли. Конно-спортивную базу намеревалась построить в благотворительных целях, желая помогать детям-сиротам, осуществлять реабилитацию детей-инвалидов, предполагая, что финансирование будет осуществляться за счет благотворительной помощи и помощи спонсоров.
Представитель Правительства Свердловской области Кашина М.Е. заявленные требования не признала. Пояснила, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Свердловской области и соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу. Шамшурина Е.А. изначально не имела право на получение льгот при расчете размера арендной платы, так как арендуемый земельный участок предоставлен для коммерческого использования. Постановление N 546-ПП в части понижающих коэффициентов было издано по инициативе Администрации г. Екатеринбурга, в целях исключения лингвистической неопределенности ранее действующей формулировки, а также в целях исключения злоупотребления правами теми юридическими лицам, которые в целях понижения размера арендной платы заключают договоры аренды с физическим лицами, имеющими льготы.
Представитель Администрации г. Екатеринбурга Свердловской области Жолобова А.Ю. суду пояснила, что Шамшуриной Е.А. ошибочно предоставлялась льгота по арендной плате, так как первоначально земельный участок в аренду был предоставлен коммерческой организации для использования в коммерческих целях. Полагала, что в удовлетворении требований следует отказать.
Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, выслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что в удовлетворении требований Шамшуриной Е.А. следует отказать, приходит к следующему.
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7, пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, свои полномочия реализует, в том числе, путем издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области, статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области", пункт 1 статьи 15 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области").
Право Правительства Свердловской области на издание правовых актов по вопросам установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 20 марта 2015 года N 20-ОЗ).
Вышеприведенные нормы говорят о том, что постановление N 546-ПП, содержащее правовые нормы, регулирующие порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, принято Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством. Установление и изменение перечня лиц, к которым при расчете арендной платы за указанные земельные участки применяются понижающие коэффициенты, установление и изменение иных условий, при которых такие коэффициенты применяются, также относится к компетенции Правительства Свердловской, как составляющая часть вопроса порядка определения размера арендной платы.
Принятию постановления предшествовала процедура подготовки его проекта, составления пояснительной записки, обосновывающей необходимость его принятия (л.д. 97-111). Постановление N 546-ПП принято на заседании Правительства Свердловской области большинством его членов и опубликовано (л.д. 76-81, 82-96, 59), что свидетельствует о соблюдении процедуры принятия и опубликования данного нормативного правового акта, установленной статьями 92? 93 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Пунктом 17 постановления N 546-ПП установлено, что оно вступает в силу в день его официального опубликования. Этот же пункт придает постановлению обратную силу, распространяя его действие с 01 января 2015 года.
Пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 181-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяет, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В силу пункта 1 статьи 94 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" постановления Правительства Свердловской области нормативного характера по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства Свердловской области нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.
Постановление N 546-ПП не содержит в себе норм, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, а содержит нормативные предписания иного характера. Следовательно, в силу вышеприведенных положений статьи 94 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Правительство Свердловской области вправе было самостоятельно определить дату его вступления в силу, в том числе вправе было и указать о его вступлении в силу с момента опубликования, что и сделано в пункте 17.
Таким образом, пункт 17 постановления N 546-ПП в части, определяющей момент его вступления в силу, не противоречит пункту 1 статьи 94 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", как не противоречит и пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 181-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Действие правовых актов Свердловской области, согласно статье 112 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", как правило, не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу (пункт 1). Придание правовому акту Свердловской области обратной силы не допускается, если:
1) правовой акт Свердловской области устанавливает или усиливает юридическую ответственность;
2) правовой акт Свердловской области вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет либо ухудшает положение налогоплательщиков (пункт 2).
Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 20-П).
Таким образом, придание нормативному правовому акту обратной силы невозможно не только в случаях, предусмотренных в пункте 2 статьи 112 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", но и в случае иного ухудшения правового положения гражданин. В иных случаях пункт 1 статьи 112 названного областного закона допускает придание нормативному правовому акту обратной силы.
Согласно договору об уступке прав и переводе обязанностей по договору аренды N 3-1782 от 11 января 2012 года, заключенному 27 августа 2012 года, Шамшурина Е.А. является арендатором 99/100 земельного участка с кадастровым номером 66:4170309057:8, общей площадью 43617 кв.м, из состава земель населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: под место размещения конно-спортивной базы с автономной газовой котельной. Арендатором 1/100 этого земельного участка является ООО "Производственно-коммерческая фирма Техномет" (л.д. 26-27).
Арендная плата за 2012-2014 годы за этот земельный участок начислялась Шамшуриной Е.А. в соответствии с постановлением N 1855-ПП (в редакции постановления N 902-ПП) с применением понижающего коэффициента (л.д. 28-32). Первоначальный расчет арендной платы на 2015 год выполнен также с учетом понижающего коэффициента на сумму ( / / ) рублей (л.д. 33). В дальнейшем расчет арендной платы на 2015 год произведен без учета понижающего коэффициента на сумму ( / / ) рублей, в расчете в качестве основания перерасчета суммы арендной платы указана ссылка на внесение изменений в постановление N1855-ПП (л.д. 34).
Оспаривая пункт 17 постановления N 546-ПП, административный истец ссылается именно на то, что в результате придания этому постановлению обратной силы, ее положение ухудшилось, так как ей с 01 января 2015 года произведен перерасчет арендной платы без учета понижающего коэффициента, поскольку Понижающие коэффициенты, после принятия постановления N 546-ПП могут применяться только к арендованным земельным участкам, вид разрешенного использования которых перечислен в пункте 3 постановления N 1855-ПП в редакции постановления N 546-ПП (под индивидуальными жилыми домами, предоставленными для индивидуального жилищного строительства; предоставленные для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства; предоставленные для обустройства овощных ям; под временными металлическими гаражами, под индивидуальными (или) кооперативными гаражами и земельные участки, предоставленные для строительства индивидуальных и (или) кооперативных гаражей), а арендуемый ею земельный участок к этой категории земельных участков не относится, хотя ранее относился к категории земельных участков, предоставленных для некоммерческого использования, и с учетом ее статуса, подпадал под действие понижающих коэффициентов.
Суд, проанализировав положения нормативных правовых актов, полагает, что оспариваемые положения постановления N 546-ПП не нарушают прав Шамшуриной Е.А. по следующим основаниям.
До издания постановления N 546-ПП, в соответствии с постановлением N 1855-ПП (в редакции постановления N 902-ПП) Шамшурина Е.А. имела право на применение понижающего коэффициента при расчете арендной платы за вышеуказанный земельный участок только в том случае, если этот земельный участок был предоставлен для некоммерческого использования.
Постановления N 1855-ПП и 902-ПП не расшифровывают понятие некоммерческого использования земельного участка.
В законодательстве Российской Федерации термин "некоммерческий" используется для определения видов юридических лиц. В частности статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит такое понятие как некоммерческие организации, под которыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Этой же нормой кодекса определяется понятие коммерческих организаций, под которыми понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
С учетом указанных положений статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что для лиц, перечисленных в Понижающих коэффициентах, право на применение таких коэффициентов в соответствии постановлением N 1855-ПП (в редакции постановления N 902-ПП) возникало в том случае, если земельный участок был предоставлен для такого его использования, которое не предполагало извлечение прибыли в качестве основной цели его использования.
Кроме того, толкуя буквально слово "предоставленные", используемое в тексте пункта 3 постановления N 1855-ПП (в редакции постановления N902-ПП), суд приходит к выводу, что для применения понижающих коэффициентов правое значение имеет не то обстоятельство для каких целей земельный участок фактически использует арендатор, а то для каких целей (коммерческих или некоммерческих) был предоставлен этот земельный участок. При этом под моментом предоставления земельного участка в силу статей 22, 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) и статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, следует понимать заключение договора аренды земельного участка между арендатором и уполномоченным органом власти на основании решения этого органа власти.
Первоначально договор аренды земельного участка с кадастровым номером 66:4170309057:8 был заключен 11 января 2012 года между Администрацией г. Екатеринбурга Свердловской области и закрытым акционерным обществом "Производственно-коммерческая фирма "Палникс". Участок был предоставлен названному акционерному обществу для строительства и дальнейшей эксплуатации конно-спортивной базы с автономной газовой котельной. Договор не содержит никаких ссылок на то, что земельный участок предоставляется в аренду для некоммерческого использования (л.д. 18-25).
Поскольку в силу статей 50, 66 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество является коммерческой организацией, имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, то сама организационно-правовая форма первоначального арендатора земельного участка говорит о том, что земельный участок был предоставлен в аренду для коммерческого использования.
Шамшуриной Е.А. этот земельный участок в аренду не предоставлялся, право аренды она получила в результате заключения договора об уступке прав и переводе обязанностей. Хотя в этом договоре вид разрешенного использования указан иначе, чем в первоначальном договоре аренды - под место размещения конно-спортивной базы с автономной газовой котельной, но фактически не произошло изменения вида разрешенного использования земельного участка в результате такого изложения договора, о чем пояснила представитель административного истца в судебном заседании.
Поскольку для изменения договора аренды в силу его пункта 6 следовало заключить письменное соглашение с арендодателем, а такого соглашения не представлено, следовательно, не менялся первоначальный вид разрешенного использования этого земельного участка. По этой же причине не изменился до настоящего времени и коммерческий характер предоставления в аренду этого земельного участка.
В договоре уступки прав и переводе обязанностей по договору аренды отсутствуют указание на то, что земельный участок новыми арендаторами будет использоваться в некоммерческих целях, что также свидетельствует об отсутствии изменения коммерческого характера предоставления земельного участка в результате заключения договора уступки прав.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 66:4170309057:8 был предоставлен в аренду для коммерческого использования, а после того, как право аренды на него получила Шамшурина Е.А., его статус: "предоставленный для коммерческого использования" сохранялся и сохраняется до настоящего времени.
Коммерческий характер предоставления этого земельного участка в аренду, в силу постановления N 1855-ПП (в редакции постановления N 902-ПП) исключал возможность применения к Шамшуриной Е.А. понижающего коэффициента в период до издания постановления N 546-ПП, так как такой коэффициент мог применяться только к земельным участкам, предоставленным для некоммерческого использования.
Администрация г. Екатеринбурга Свердловской области, начисляя Шамшуриной Е.А. арендную плату с применением понижающего коэффициента, действовала в данном случае вопреки правилам, установленным постановлением N 1855-ПП.
Вид разрешенного использования арендуемого Шамшуриной Е.А. земельного участка не входит в перечень, установленный пунктом 3 постановления N 1855-ПП (в редакции постановления N 546-ПП). Эта редакция постановления N 1855-ПП, как и прежняя, не дают Шамшуриной Е.А. право на применение понижающего коэффициента при расчете размера арендной платы за указанный земельный участок. Поэтому издание постановления N 546-ПП никоим образом не изменяет и не ухудшает ее положение, поскольку как до издания этого постановления, так и после его издания арендная плата за вышеназванный земельный участок ей должна начисляться без применения понижающего коэффициента.
Доводы о фактическом использовании земельного участка в некоммерческих целях в данном случае правового значения не имеют, так постановление N 1855-ПП (в редакции постановления N 902-ПП), как уже указано выше, связывало возможность применения понижающего коэффициента не с фактическим использованием земельного участка, а с целью, указанной при его предоставлении. Тем более, что и доказательств некоммерческого характера использования земельного участка не представлено, административным истцом приведены только доводы, свидетельствующие о ее намерении использовать земельный участок в некоммерческих целей. Но и данные доводы заслуживают критического отношения, поскольку, как следует из объяснений представителя административного истца, каких-либо самостоятельных финансовых средств для такого использования земельного участка Шамшурина А.Е. не имеет, как фактически не имеет и средств для уплаты арендной платы, уплачивая ее при финансовой помощи своих родственников.
Таким образом, судом установлено, что в результате издания постановления N 546-ПП правое положение Шамшуриной Е.А. не изменилось. Изменение размера арендной платы в данном случае фактически вызвано не изданием постановления N 546-ПП, а неправильным применением к Шамшуриной Е.А. прежней редакции постановления N 1855-ПП. Следовательно, придав постановлению N 546-ПП обратную силу, Правительство Свердловской области не ухудшило и не могло ухудшить положение Шамшуриной Е.А. Поэтому в данном случае нет оснований считать, что пункт 17 постановления N 546-ПП противоречит конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, как нет и оснований считать, что этот пункт противоречит статье 112 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Суду не представлено доказательств того, что придание постановлению N 546-ПП обратной силы повлекло за собой ухудшение положения каких-либо иных лиц, в том числе перерасчет начисленной им аренной платы в сторону увеличения. Поэтому у суда нет оснований считать, что пункт 17 постановления N 546-ПП противоречит принципу предсказуемости расчета арендной платы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Таким образом, пункт 17 постановления N 546-ПП следует признать соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Шамшуриной Е.А. о признании недействующим пункта 17 постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2015 года N 546-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке. Условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья (подпись).
Копия верна.
Судья Шумков Е.С.
Секретарь Четина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.