Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Панасенко Г.В. и Литовкина В.В.
при секретаре Алексеевой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Додонова Б.М. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "***" о признании незаконным отказа в восстановлении в очереди сотрудника органов внутренних дел, нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности включить его в указанный список по апелляционной жалобе представителя ответчика Ц.Г.Г. на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Литовкина В.В., выслушав объяснения представителя ответчика Ц.Г.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Додонова Б.М., его представителей Нудличаева С.А., Эрдниевой Т.О., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Додонов Б.М. обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что проходил службу в органах внутренних дел с 9 марта 1988 года по 26 августа 1994 года, с 18 ноября 1994 года по 21 июля 1995 года. С 1 мая 1997 года поступил на службу в *** районный отдел внутренних дел Республики Калмыкия (далее - *** РОВД РК) на должность милиционера изолятора временного содержания. С 1 января 2006 года созданы территориальные органы Федеральной миграционной службы России (далее - ФМС России), объединившие подразделения паспортно-визовой службы и подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения, куда он был переведен на должность инспектора. Штат ФМС России был выведен из подчинения МВД России, однако его работники сохранили статус сотрудников органов внутренних дел прикомандированных к ФМС России. С 24 декабря 2010 года по настоящее время он является начальником территориального пункта Отдела ФМС России в *** районе Республики Калмыкия. 12 октября 1997 года решением жилищно-бытовой комиссии *** РОВД РК он был включен в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 10 марта 2015 года узнал, что в списках нуждающихся на улучшение жилищных условий в межмуниципальном отделе (далее - МО) МВД РФ "***", являющемся правопреемником реорганизованного *** РОВД РК, он не числится, его учетное дело отсутствует. В апреле 2015 года на письменное обращение в МО МВД РФ "***" получил отказ в восстановлении его в указанной очереди. Об исключении из списка в очереди на улучшение жилищных условий его никто не уведомлял. По настоящее время он с составом семьи 5 человек нуждается в улучшении жилищных условий. Просил признать данный отказ МО МВД РФ "***" незаконным и обязать жилищно-бытовую комиссию данного отдела восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании Додонов Б.М. и его представитель Нудличаев С.А. уточнили исковые требования, указав о необходимости восстановления в очереди нуждающихся в улучшении жилищный условий с момента первоначальной постановки на учет, то есть с 12 октября 1997 года.
Представитель МО МВД РФ "***" Ц.Г.Г. в судебном заседании иск не признала.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 сентября 2015 года исковые требования Додонова Б.М. удовлетворены. На МО МВД РФ "***" возложена обязанность восстановить Додонова Б.М. в очереди его сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 12 октября 1997 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Ц.Г.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Додонова Б.М. Указывает, что МО МВД РФ "**" не является правопреемником *** РОВД РК, поскольку тот был ликвидирован без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей. В период времени с 01 сентября 2011 года в ежегодных списках проходивших перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Додонов Б.М. не значится, его учетное дело отсутствует. При реорганизации *** РОВД РК документы жилищно-бытовой комиссии не были переданы в МО МВД РФ "***". На основании представленной истцом выписки из протокола N 5 от 12 октября 1997 года невозможно восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий, так как отсутствует перечень необходимых документов. В МО МВД РФ "***" ежегодно обновляется список нуждающихся в улучшении жилищных условий и вывешивается на стенде. Истец с 2006 года проходит службу в ФМС по *** району, и после реорганизации *** РОВД РК спустя только три года обратился в МО МВД РФ "***" с соответствующим требованием. Судом не принято во внимание, что истец самостоятельно должен проходить перерегистрацию и представлять необходимые документы.
В письменных возражениях Додонов Б.М. и его представитель Нудличаев С.А. указали на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика, просили решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 сентября 2015 года оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив на основании статьи 327 1ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Положением о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД России N 345 от 24 мая 2003 г., исходил из того, что истец в установленном порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в соответствующую очередь. Исключив истца из числа нуждающихся в жилых помещениях, хотя и без принятия соответствующего решения, ответчик лишил Додонова Б.М. возможности реализовать предусмотренное Федеральным законом "О полиции" право на получение жилого помещения или единовременной социальной выплаты.
С указанными выводами суда следует согласиться.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40 части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 часть 3).
В развитие названного конституционного положения законодатель в ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (утратил силу с 01 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции") предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ч. 1 ст. 44 ныне действующего закона "О полиции" N 3-ФЗ от7 февраля 2011 года обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок учета сотрудников органов внутренних дел и распределения жилых помещений регламентируется Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД N 345 от 24 мая 2003 года (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В п. 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (п. 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (п. 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (п. 19). При этом в п. 20 указанного Постановления были предусмотрены случаи снятия с учета граждан с такого учета.
Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01 марта 2005 года, сохранил право предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев - внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 4); граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6).
Согласно статье 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
Как следует из материалов дела, Додонов Б.М. проходит службу в органах внутренних дел с 9 марта 1988 года по 26 августа 1994 года, с 18 ноября 1994 года по 21 июля 1995 года, с 1 мая 1997 года по настоящее время. С 1 января 2006 года прикомандирован в Отдел Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия (с местом дислокации п. ***), с 24 декабря 2010 года состоит в должности начальника территориального пункта Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия в *** районе.
12 октября 1997 года жилищно-бытовой комиссией *** РОВД РК Додонов Б.М. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом первой инстанции, в марте 2013 года создан МО МВД РФ "***", реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории **, ** районов Республики Калмыкия. С этого же времени *** РОВД РК ликвидирован.
В апреле 2015 года истец, получив в МО МВД РФ "***" сведения о том, что в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий он не значится, обратился к ответчику с заявлением о восстановлении его в указанной очереди, приложив документы, подтверждающие его постановку в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в *** РОВД РК.
В мае 2015 года истцу направлен ответ, в котором указано, что при реорганизации *** РОВД документы жилищно-бытовой комиссии о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не были переданы в МО МВД РФ "***". В период с 2011 года по настоящее время документы для ежегодной перерегистрации истцом не предоставлялись.
Факт принятия Додонова Б.М. в 1997 году в установленном законом порядке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подтверждается выпиской из протокола N 5 заседания жилищно-бытовой комиссии *** РОВД РК о постановке на учет от 12 октября 1997 года, справкой начальника *** РОВД РК N 6028 от 13 октября 1997 года.
Данное обстоятельство стороной ответчика опровергнуто не было ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, за истцом и членами его семьи права собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Додонов Б.М. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в *** РОВД РК, после ликвидации которого, он, как сотрудник органов внутренних дел, по прежнему нуждающийся в улучшении жилищных условий, должен быть принят на соответствующий учет в МО МВД РФ "***".
Доводы апелляционной жалобы о том, что МО МВД РФ "***" не является правопреемником *** РОВД РК, учетное дело истца в жилищно-бытовую комиссию не поступало, являются несостоятельными.
После ликвидации ***РОВД РК задачи и функции органа внутренних дел на территории *** района Республики Калмыкия были возложены на вновь созданный МО МВД РФ "***", в связи с чем ответчик фактически является правопреемником *** РОВД РК, в том числе, и по вопросам организации деятельности жилищных комиссий.
После ликвидации *** РОВД РК учетные дела жилищно-бытовой комиссии данного отдела подлежали передаче в МО МВД РФ "***", должен был быть образован общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец не может нести ответственность за утрату его учетного дела должностными лицами упраздненного отела внутренних дел.
Доводы жалобы о непредставлении истцом ежегодно с 2011 года документов в подтверждение нуждаемости, также не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по ведению учетных дел, их хранению, перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в силу вышеприведенных норм права возложена на учреждения, в которых ведется учет.
В момент постановки Додонова Б.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, процедура снятия с такого учета регулировалась статьей 32 Жилищного Кодекса РСФСР и Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335. Из этих нормативных актов следует, что снятие с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возможно только на основании решения органа, которым гражданин был принят на учет. Такой же порядок закреплен частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01 марта 2005 года. Жилищным законодательством также не предусмотрена обязанность граждан самостоятельно ежегодного подтверждать нуждаемость в улучшении жилищных условий с предоставлением соответствующих документов.
Таким образом, поскольку МО МВД РФ "***" фактически является правопреемником *** РОВД РК, до настоящего времени какого-либо решения об исключении Додонова Б.М. из списка сотрудников, состоявших на учете на получение жилья и улучшения жилищных условий, уполномоченными органами не принималось, истец подлежит восстановлению в списке очередников, состоящих на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий в МО МВД РФ "***" с даты постановки на учет - 12 октября 1997 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 сентября 2015 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Ц.Г.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
В.В. Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.