Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Петровой Н.А.,
при секретаре Витошновой Ю.С.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах Ниязовой ТА к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилья по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 20 июля 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., заключение прокурора Ильина Ю.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился с иском в защиту прав и законных интересов Ниязовой Т.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании действий, выразившихся в отказе предоставления выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, незаконными; возложении обязанности предоставить такую выплату. В обоснование требований указал, что Ниязова Т.А. является "данные изъяты", с 1997 года проживает по адресу "адрес", которое принадлежит на праве общей долевой собственности Шилкиной Ж.А. и Шилкину А.А.
Решением комиссии администрации Октябрьского района города Саратова от 04 февраля 2003 года Ниязова Т.А. принята на учет в улучшении жилищных условий по общей очереди, по списку больных и по списку инвалидов. При обращении Ниязовой Т.А. с заявлением в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилого помещения последней было отказано в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы. Данный отказ, по мнению заявителя, является незаконным, нарушающим права и законные интересы Ниязовой Т.А.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 20 июля 2015 года на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность по предоставлению Ниязовой Т.А. выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает на отсутствие нарушений прав Ниязовой Т.А., имеющей право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилых помещений в порядке ее очередности по списку получателей такой выплаты, которая на момент вынесения решения по делу не подошла. Кроме того, полагает отсутствующим у истца права на такую выплату вне очереди.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
Из материалов дела следует, что Ниязова Т.А., "дата" года рождения, является "данные изъяты", установленной ей бессрочно 04 ноября 2002 года (л.д. 17).
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Октябрьского района города Саратова от 04 февраля 2003 года Ниязова Т.А., проживающая по адресу: "адрес", в составе семьи 1 человек была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по общей очереди N 2740, по списку больных - N 135, по списку инвалидов N 189.
В соответствии со списком граждан, нуждающихся в получении социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", являющегося приложением N 4 к распоряжению N 144-р от 19 февраля 2015 года об утверждении протокола заседания рабочей группы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19 февраля 2015 года Ниязова Т.А. состоит в указанном списке под номером 668.
Указанные обстоятельства подтверждаются извещением администрации Октябрьского района города Саратова от 06 февраля 2003 года N 5903 (л.д. 18), а также решением администрации Октябрьского района города Саратова от 04 февраля 2003 года, справкой-заявлением Ниязовой Т.А. о принятии на учет, выпиской из вышеназванного списка, принятыми судебной коллегией в качестве новых доказательств в целях проверки доводов апелляционной жалобы и установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Кроме того, судебной коллегией в указанных выше целях в качестве нового доказательства принята справка Государственного учреждения здравоохранения "Саратовский городской психоневрологический диспансер" N 1589-01-08 от 28 ноября 2014 года, из которой следует, что Ниязова Т.А. страдает "данные изъяты" с часто обостряющимися (стойкими) болезненными проявлениями и на нее распространяется действие постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
15 октября 2014 года Ниязова Т.А. обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в порядке реализации мероприятий Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приложив необходимые документы (л.д. 34 -78).
07 ноября 2014 года министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отказало Ниязовой Т.А. в удовлетворении данного заявления в связи с обеспеченностью на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, установленной по муниципальному образованию "Город Саратов" (л.д. 11-12).
Между тем, как следует из материалов дела, Ниязова Т.А. как на момент постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 04 февраля 2003 года, так и на момент принятия ответчиком решения об отказе в предоставлении социальной выплаты проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", а также проживает в нем и в настоящее время. Решение о снятии Ниязовой Т.А. с учета не принималось.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 20 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований в части признания действий министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выразившихся в отказе в предоставлении Ниязовой Т.А. выплаты на строительство или приобретения жилого помещения, отказано в связи с пропуском срока давности для обращения в суд с заявленными требованиями.
Решение суда первой инстанции в указанной части не обжалуется, по правилам части 2 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не проверяет решение в обжалуемой части.
Несмотря на отказ суда в признании действия ответчика в предоставлении Ниязовой Т.А ... социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по указанным выше основаниям, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у Ниязовой Т.А ... права на такую выплату, исходя из следующего.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.
В соответствии с частью 2 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
Из пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ (в редакции Федеральных законов от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ) следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Жилищное законодательство, действующее на момент постановки истца на учет нуждающейся в жилом помещении, также предусматривало особые условия предоставления жилья инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (статья 36 ЖК РСФСР устанавливала для такой категории граждан право на первоочередное предоставление жилья).
Согласно статье 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 17 указанного Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма, либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2, 5, 6 статьи 28.2 этого же Федерального закона (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, от 07 мая 2013 года N 104-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 (с последующими изменениями) утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством полномочия по предоставлению мер социальной поддержки для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 года, передано субъектам Российской Федерации. Установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации во исполнение нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти вправе утвердить форму предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты, а также порядок предоставления этой социальной выплаты.
Подпунктом "г" пункта 1 части 1 статьи 1.1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" предусмотрено, что социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляются гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Правительством Саратовской области в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа области издано постановление от 09 октября 2008 года N 382-П "О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений". Этим постановлением утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений".
Согласно пункту 4 указанного Положения (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 26 февраля 2010 года N 62-П, от 08 ноября 2013 года N 610-П) формирование списка нуждающихся в получении социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений осуществляется отдельно по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на жилищный учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом в порядке, установленном Законом Саратовской области от 2 июля 2009 года N 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области".
Граждане, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в список нуждающихся в получении социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений во внеочередном порядке независимо от даты постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Как было указано выше, Ниязова Т.А. являющаяся "данные изъяты" и страдающая "данные изъяты", принята на учет нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 года и в соответствии со статьей 36 ЖК РСФСР имела право на первоочередное получение жилья, но не реализовала его до 1 марта 2005 года - дня вступления в силу ЖК РФ, не предусматривающего первоочередное предоставление жилой площади. Между тем это право сохраняется за ней и после вступления в силу ЖК РФ, согласно статье 57 которого она имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью.
Таким образом, истец в силу вышеприведенных норм, как федерального законодательства, так и Закона Саратовской области, имеет право на улучшение жилищных условий как путем получения жилого помещения, так и социальной выплаты.
При этом следует отметить, что лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и члены их семей, не являются отдельной категорией нуждающихся в обеспечении жильем, а являются льготной категорией нуждающихся среди иных состоящих на учете инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
С учетом изложенного Ниязова Т.А. имеет право на обеспечение жилым помещением, в том числе, в форме социальной выплаты во внеочередном порядке, в связи с чем доводы жалобы о праве истца на такую выплату в порядке очередности являются необоснованными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Ниязовой Т.А. выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не находит.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 20 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.