Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Матвиенко Н.О., Шиповской Т.А.,
при секретаре З.Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области к Г.Ю.В. о выкупе жилых помещений, прекращении права собственности на жилые помещения, прекращении права общей долевой собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, признании права муниципальной собственности на жилые помещения и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и по встречному иску Г.Ю.В. к администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области о признании недостоверной величины рыночной стоимости квартир, обязании выкупить квартиры и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по предложенной цене, признании недостоверным экспертного заключения
по апелляционному представлению и.о. Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области и апелляционной жалобе Г.Ю.В. в лице его представителя Ч.В.А.
на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 12 февраля 2015 года, которым исковые требования администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области удовлетворены, встречные требования Г.Ю.В. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
Установила:
Администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области обратилась в суд с иском к Г.Ю.В. о выкупе жилых помещений, прекращении права собственности на жилые помещения, прекращении права общей долевой собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, признании права муниципальной собственности на жилые помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
В обоснование требований указывалось, что Г.Ю.В. является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес".
Постановлением администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 31 декабря 2008 года подтверждено признание указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
От соглашения о предоставлении иных жилых помещений взамен жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, Г.Ю.В. отказался.
04 июля 2013 года главой администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области было принято постановление, которым установлен срок для осуществления собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома отселения и сноса. В представленный срок требование о сносе многоквартирного жилого дома исполнено не было.
Постановлением администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 11 октября 2013 года было принято решение об изъятии земельного участка общей площадью 2734 кв.м., расположенного под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии жилых помещений, находящихся в собственности Г.Ю.В.
06 марта 2014 года в адрес Г.Ю.В. было направлено уведомление с предложением заключить соглашение о выкупе принадлежащих ему жилых помещений по цене 151149 рублей и 196976 рублей. От подписания соглашения Г.Ю.В. уклонился.
Поскольку между сторонами не было достигнуто соглашение о выкупе жилых помещений либо о предоставлении других жилых помещений взамен изымаемых, на основании ч.9 ст.32 ЖК РФ администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, с учетом уточненных требований, просила суд изъять у Г.Ю.В. путем выкупа принадлежащие ему жилые помещения по цене соответственно 331 162, 10 рубля и 509126, 53 рублей; прекратить право собственности Г.Ю.В. на жилые помещения, а также на " ... " доли и " ... " доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом; признать за муниципальным образованием городской округ г. Урюпинск Волгоградской области право муниципальной собственности на жилые помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Г.Ю.В. обратился в суд со встречными исковыми требованиями к администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области о признании недостоверной величины рыночной стоимости квартир, обязании выкупить квартиры и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по предложенной цене, признании недостоверным экспертного заключения.
Указал, что при направлении соглашений о выкупе принадлежащих ему жилых помещений в указанном жилом доме их выкупная цена определена администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области на основании отчетов независимого оценщика, составленных с нарушениями действующего законодательства. На дату рассмотрения спора срок действия этих отчетов истек, рыночная стоимость указанных в иске квартир изменилась в сторону увеличения.
Просил суд признать недостоверными величины рыночной стоимости жилых помещений N " ... " и N " ... "А, определенные в отчетах N " ... "/Н-5 и N " ... "/Н-2 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных индивидуальным предпринимателем Б.А.А.; заключение N " ... " судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию городского округа город Урюпинск Волгоградской области выкупить жилое помещение N " ... " по цене 457 000 рублей, жилое помещение N " ... " по цене 718 000 рублей и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок ( " ... " и " ... ") по цене 446598, 17 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение, которым у Г.Ю.В. путем выкупа изъяты жилые помещения N " ... " и N " ... ", расположенные по адресу: "адрес" по цене 331 162, 10 рубля и 509126, 53 рублей. Прекращено право собственности Г.Ю.В. на жилые помещения и " ... " долей и " ... " долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N " ... ", расположенный по указанному выше адресу; за муниципальным образованием городской округ г. Урюпинск Волгоградской области признано право собственности на жилые помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. Встречные исковые требования Г.Ю.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении и.о. Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области, в апелляционной жалобе Г.Ю.В. в лице его представителя Ч.В.А. ставится вопрос об отмене постановленного судом решения, ввиду его незаконность и необоснованности.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главы 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и представления, обсудив доводы жалобы и представления, заслушав Г.Ю.В., его представителей Ч.В.А., М.А.А., Р.Ю.В., поддержавших доводы апелляционных жалобы и представления, представителя администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области - К.А.И., возражавшую относительно доводов апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч. 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).
Положениями ч. 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N. 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 мюля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
При этом должна быть соблюдена предварительная процедура, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Г.Ю.В. является собственником жилого помещения за N " ... " и жилого помещения за N " ... ", расположенных по адресу: "адрес".
Также Г.Ю.В. принадлежат " ... " доли и " ... " доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным жилым домом.
29 декабря 2008 года заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации городского округа г Урюпинск Волгоградской области от 29 декабря 2007 года за N 940, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 31 декабря 2008 года за N 799 было подтверждено признание указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. На отдел жилищно - коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области была возложена обязанность, в том числе, сформировать списки граждан, подлежащих переселению в установленном законом порядке из жилого дома (п. 2.1), на отдел архитектуры, градостроительства и землеустройства администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области была возложена обязанность разработать и утвердить в установленном законом порядке мероприятия, направленные на обеспечение сноса дома и эффективного использования земельного участка в границах дома до 31 марта 2009 года (п.3).
04 июля 2013 года главой администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области было принято постановление за N 64 "О внесении изменений в постановление главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 31 декабря 2008 года N 799 "О подтверждении признания многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, аварийным и подлежащими сносу", которым был установлен срок для осуществления собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома отселения и сноса. В адрес Г.Ю.В. было направлено требование о сносе дома, разъяснены последствия не исполнения данного требования.
Актом комиссии от 03 октября 2013 года было установлено, что многоквартирный жилой дом в установленные сроки собственниками жилых помещений не снесен.
Таким образом, поскольку собственники жилых помещений самостоятельно не осуществили снос аварийного многоквартирного жилого дома, подлежала реализации предусмотренная законом процедура изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд с соответствующим изъятием у собственников жилых помещений и последующим сносом дома силами и средствами муниципального органа исполнительной власти.
В этой связи, 11 октября 2013 года администрацией городского округа г. Урюпинск Волгоградской области было принято постановление за N 731 -п об изъятии земельного участка общей площадью 2734 кв.м., расположенного под многоквартирным жилым домом, и об изъятии жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, в том числе, жилых помещений, собственников которых является Г.Ю.В.
06 марта 2014 года администрацией городского округа г. Урюпинск Волгоградской области в адрес Г.Ю.В. были направлены уведомления с предложением заключить соглашения о выкупе принадлежащих ему жилых помещений.
Согласно условиям, содержащимся в соглашениях о выкупе жилых помещений, администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области обязалась выкупить у Г.Ю.В. жилые помещения по цене, определенной отчетами N " ... "/Н-5 от ДД.ММ.ГГГГ и N " ... "/Н-2 от ДД.ММ.ГГГГ, составленными ИП Б.А.А., которыми рыночная стоимость жилого помещения за N " ... " была определена в размере 151149 рублей, жилого помещения за N " ... " в размере 196976 рублей.
Однако соглашение о выкупе жилых помещений заключено не было ввиду недостижения сторонами условий относительно выкупной цены жилых помещений.
Исходя из приведенных выше норм права, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией городского округа г. Урюпинск Волгоградской области в установленном законом порядке была соблюдена процедура, предшествующая изъятию спорного жилого помещения, в связи с чем, исковые требования администрации являются обоснованными.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалобы и представления о несоблюдении администрацией городского округа г. Урюпинск Волгоградской области процедуры, предшествующей изъятию в принудительном порядке жилого помещения по тем основаниям, что в досудебном порядке в рыночную стоимость изымаемого жилого помещения не была включена стоимость долей Г.Ю.В. в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Процедура изъятия жилого помещения предполагает несколько этапов: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Данные требования администрацией городского округа г. Урюпинск Волгоградской области были соблюдены.
Размер же выкупной цены жилого помещения зависит исключительно от волеизъявления сторон соглашения о выкупе. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Поэтому, указания на то, что следует включать в выкупную цену (ч.7 ст. 32 ЖК РФ), в первую очередь рассчитаны на тот случай, когда согласие не достигнуто и спор стал предметом судебного разбирательства (ч.9 ст. 32 ЖК РФ).
В этой связи, несогласие с определенной органом местного самоуправления выкупной ценой, а равно не включение в эту цену каких -либо дополнительных компенсационных выплат, в том числе и стоимость принадлежащих Г.Ю.В. долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, не может расцениваться как нарушение процедуры, предшествующей изъятию спорного жилого помещения.
В силу с ч. 6 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).
Подпунктом "з" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания ч. 5 ст. 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению. Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (ст. 79 ГПК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок. По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ). При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В обоснование выкупной цены, предлагаемой Г.Ю.В. взамен изымаемых у него жилых помещений и долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, администрацией городского округа г. Урюпинск Волгоградской области были представлены отчеты об оценке рыночной стоимости, выполненные ИП Б.А.А. ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе разрешения спора, Г.Ю.В. оспаривал определенные в указанных отчетах суммы, полагая их заниженными, представив в обоснование своей позиции отчеты НП "Российская коллегия оценщиков" Региональный центр оценки и экспертизы собственности, ООО "Аналитик Центр", согласно которым рыночная стоимость жилого помещения за N " ... " по состоянию на 23 июня 2014 года составляет 457000 рублей, по состоянию на 07 июля 2014 года - 410000 рублей, жилого помещения за N " ... " по состоянию на 23 июня 2014 года - 718000 рублей, по состоянию на 07 июля 2014 года- 640000 рублей.
В связи со спором сторон по данному вопросу, определением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 07 августа 2014 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО "Волгоградский центр экспертизы".
Согласно выводам судебной оценочной экспертизы N 1082/2014 от 14 ноября 2014 года, рыночная стоимость жилого помещения N " ... " по состоянию на 01 марта 2014 года составляет 206528 рулей, рыночная стоимость жилого помещения N " ... " по состоянии на 01 марта 2015 года составляет 324356 рублей, рыночная стоимость " ... " долей и " ... " долей в праве общей долевой собственности на земельный участок по состоянию на 01 марта 2014 года составляет соответственно 162326 рублей и 108218 рублей; рыночная стоимость найма за один месяц однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью " ... " кв.м. в г. Урюпинск Волгоградской области по состоянию на 01 марта 2014 года составляет 2716 рублей, рыночная стоимость найма однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью " ... " кв.м. в г. Урюпинск Волгоградской области по состоянию на 01 марта 2014 года составляет 4265 рублей; компенсационная величина за непроизведенный ремонт жилого дома в пропорции жилого помещения N " ... " по состоянию на 29 ноября 2005 года составляет 18769, 53 рублей, компенсационная величина за непроизведенный ремонт жилого дома в пропорции к жилому помещению N " ... " по состоянию на 31 июля 2006 года составляет 13011, 10 рублей, по состоянию на 31 декабря 2004 года - 10343, 10 рублей, стоимость услуг по поиску жилого помещения для приобретения в собственность и стоимость услуг по составлению договора на приобретение в собственность жилого помещения, с сопровождением в органы государственной регистрации определяется либо фиксированной ценой и равна 10000 рублей, либо ее величина определяется как 2, 5 % от стоимости приобретаемого в собственность жилого помещения; стоимость услуг по погрузке, перевозке и разгрузке имущества на транспортном средстве грузоподъемностью до трех тонн в черте г. Урюпинск Волгоградской области по состоянию на 01 марта 2014 года составляет 1050 рублей.
Исходя из выводов приведенной судебной оценочной экспертизы, а также с учетом уточненных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных администрацией городского округа г. Урюпинск Волгоградской области исковых требований, в том числе, определив выкупную стоимостью жилого помещения N " ... " в сумме 331162, 10 рубля, жилого помещения N " ... " в сумме 509 126, 53 рубля.
Признавая решение суда в части изъятия у Г.Ю.В. принадлежащих ему жилых помещений путем выкупа правильным, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить в части размера выкупной цены в силу следующего.
Ввиду того, что в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, у судебной коллегии возникли сомнения в правильности и обоснованности выводов эксперта, отраженных в заключении судебной оценочной экспертизы от 14 ноября 2014 года, по вопросам рыночной стоимости жилых помещений, размера компенсации за непроизведенный ремонт жилого дома, рыночной стоимости общего имущества в жилом доме, определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 августа 2015 года было назначена повторная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ВАСЭ "ЗУБР".
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 24 сентября 2015 года, составленному ВАСЭ "ЗУБР", рыночная стоимость жилого помещения N " ... " по состоянию на 05 марта 2014 года составляет 246324 рубля, рыночная стоимость жилого помещения N " ... " по состоянию на 04 марта 2014 года составляет 347380 рублей, размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома по состоянию на 18 декабря 2008 года (дата признания дома аварийным) составляет 10009545, 88 рублей, по соотношению к жилым помещениям - 208722 рубля, рыночная стоимость общего имущества в жилом доме пропорционально площади жилых помещений составляет 190945 рублей.
Судебная коллегия указывает, что узловым вопросом изъятия жилого помещения является размер денежной компенсации, полагающейся собственнику за изымаемое жилое помещение. Данная денежная компенсация призвана обеспечить восстановление имущественного положения собственника изымаемого жилого помещения в полном объеме, выкупная цена представляет собой экономико - правовой критерий.
Предусматривая право собственника изымаемого в порядке ст. 32 ЖК РФ жилого помещения на выкупную цену, законодатель исходит из того, что на полученную сумму лицо приобретает аналогичное жилье, стоимость которого определяется исходя из существующей в регионе рыночной цены. При этом под рыночной ценой следует понимать наиболее вероятную цену, по которой объект оценки в условиях свободной конкуренции, а также с учетом добросовестности действий участников правоотношений на рынке продажи жилья (участники в достаточной степени информированы о предмете сделки, на формирование величины цены сделки не влияют какие-либо чрезвычайные обстоятельства) может быть отчужден на открытом рынке недвижимости.
Исходя из сложившихся на свободном рынке жилья отношений, цена предлагаемого к продаже жилого помещения представляет собой разумное вознаграждение именно за объект сделки, то есть жилое помещение.
Юридическая конструкция, использованная для защиты прав собственника изымаемого жилого помещения, направлена, в том числе, на ограничение административного усмотрения в решении вопросов изъятия жилого помещения. Продажа жилого помещения собственниками вынужденно, в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не должна влиять на определение рыночной стоимости жилого помещения. Реальная цена жилого помещения, установленная на основании экспертного заключения, должна являться основной для определения окончательной цены выкупа, иное приведет к нарушению положений ст. 32 ЖК РФ и к ущемлению интересов собственника изымаемого жилого помещения.
В этой связи, с учетом данных повторной судебной оценочной экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, исковых требований администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области в части включения в состав выкупной цены возможных потерь, которые несет (понесет в будущем) собственник жилых помещений вследствие их изъятия, судебная коллегия полагает необходимым изменить итоговую величину изымаемых жилых помещений с учетом выводов выше приведенной повторной судебной оценочной экспертизы.
При этом судебная коллегия учитывает, что при определении рыночных величин, относительно жилого помещения N " ... "А, экспертами производился расчет исходя из фактической площади данного жилого помещения " ... " кв.м., а не из данных правоустанавливающих документов, согласно которым общая площадь жилого помещения составляет " ... " кв.м. Указанные арифметические ошибки могут быть устранены судебной коллегией.
С учетом изложенного, итоговая величина жилого помещения за N " ... " составит 524136, 16 рублей, из которой: 246324 рубля - рыночная стоимость квартиры, 108218 рублей - стоимость " ... " долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, 3675 рублей - расходы на переезд, 86697, 32 рубля - компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, 79221, 84 рубля - компенсация рыночной стоимости общего имущества.
Итоговая величина жилого помещения N " ... " составит 813277 04 рубля, из которой: 386855 рублей - рыночная стоимость жилого помещения (15790 (стоимость 1 кв.м. определенная экспертным заключением) х " ... " кв.м.); 162326 рублей - рыночная стоимость " ... " долей в праве общей долевой собственности на земельный участок; 3675 рублей - расходы на переезд, 136002, 20 рублей - компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, 124418, 84 рублей - компенсация рыночной стоимости общего имущества.
Возложение на ответчика Г.Ю.В. обязанности по принятию выкупной цены является основанием для прекращения его права собственности на жилые помещение и выселение без предоставления другого жилого помещения, так как распоряжение правом собственности на спорное жилое помещение влечет прекращение всех прав и обязанностей в отношении данного имущества, в том числе, право пользования, распоряжения, проживания и так далее.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных требований Г.Ю.В., поскольку они соответствуют собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст. 12, ст. 67 ГПК РФ, правильно применил материальный закон, нарушений, влекущих отмену решения в данной части, не установлено.
Не влекут отмены судебного решения доводы апелляционного представления о незаконности постановления администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 11 октября 2013 года N 731 - п "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и жилых помещений", поскольку в установленном законом порядке данное постановление незаконным не признавалось и является действующим.
Что касается доводов, приведенных в апелляционном представлении и апелляционной жалобе, относительно несогласия с выводами судебной экспертизы от 14 ноября 2014 года, то для их проверки судебной коллегией была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, выводам которой, в совокупности с другими доказательства была дана оценка.
Доводы апеллянта Ч.В.А. в той части, что исковые требования заявлены в нарушение требований закона, и на собственника жилого помещения может быть возложена лишь обязанность по принятию выкупной цены изымаемого жилого помещения, судебной коллегией отклоняются.
Как разъяснено в пп. "л" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Из указанного следует, что при удовлетворении иска о выкупе жилого помещения суд должен разрешить вопрос о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение, а также определить размер денежной компенсации, подлежащий выплате муниципальным образованием собственнику жилого помещения.
Резолютивная часть оспариваемого решения соответствует как положениям ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, так и разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Требование же о возложении на собственника изымаемого жилого помещения обязанности принять выкупную цену фактически сводится к подписанию соглашения о выкупе жилого помещения, тогда как правовым последствием удовлетворения иска о выкупе жилого помещения является прекращение у собственника права собственности на жилое помещение и определение его выкупной цены, которая подлежит выплате собственнику.
Ссылка на то, что в решении суда не указан источник финансирования исполнения судебного акта, является несостоятельной ввиду того, что порядок принудительного изъятия жилого помещения установлен и определен действующим законодательством, и подлежит исполнению в соответствии с данными требованиями, в том числе и касательно выплаты собственнику изымаемого жилого помещения компенсации, вне зависимости от наличия указания источника финансирования в решении суда.
Остальные доводы апелляционных жалобы и представления не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 12 февраля 2015 года изменить в части стоимости выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", увеличив стоимость жилого помещения за N " ... " до 524 136, 16 рублей, стоимость жилого помещения за N " ... " до 813 277, 04 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционное представление и.о. Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области и апелляционную жалобу Г.Ю.В. в лице его представителя Ч.В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Матвиенко Н.О.
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.