НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 05 октября 2015 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания М.,
с участием представителя ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.01.2007 года равной рыночной стоимости в размере ***рублей и по состоянию на 01.11.2013 года равной рыночной стоимости в размере *** рублей; обязании органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский завод по переработке РТИ" (далее - ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ") обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью ***кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01 января 2007 года и по состоянию на 01 ноября 2013 года.
Указало, что является собственником данного земельного участка. По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007 года для земельного участка с кадастровым номером *** установлена кадастровая стоимость в размере ** рублей, которая утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года N358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области". Данная кадастровая стоимость содержится в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2012 года, на 01.01.2013 года, на 01.01.2014 года.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" постановление Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года N358 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" утратило силу с 01.01.2015 года. Однако в той части, в какой этот правовой акт порождает правовые последствия для налогоплательщиков, он действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ). Кроме того, статьей 391 НК РФ предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, т.е. при определении налоговой базы за 2015 год применяется кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2014 года. Установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере *** руб. по состоянию на 01.01.2014 года затрагивает права и обязанности ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" по начислению и уплате земельного налога за налоговый период 2015 года. В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно проведенной оценке рыночная стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, составляет *** руб. Заявитель обращался с заявлением от 18.06.2015 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах проведения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, однако 23.06.2015 года Комиссия уведомила об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Кроме того, ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" в заявлении, поданном в суд, указало, что по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.11.2013 года для земельного участка с кадастровым номером *** установлена кадастровая стоимость в размере *** рублей, которая утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области". Согласно проведенной оценке на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость - 01.11.2013 года, рыночная стоимость земельного участка составляет *** руб. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная в размере *** руб., затрагивает права и обязанности ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" по начислению и уплате земельного налога за 2016 год. С целью соблюдения досудебного порядка ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" обращалось с заявлением от 18.06.2015 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах проведения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Решением от 01.07.2015 года N*** Комиссия отклонила заявление ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ".
Ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 29.07.1998 года N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" просит удовлетворить заявленные требования.
В связи с вступлением в силу с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд перешел к рассмотрению данного дела в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
С учетом перечня лиц, которые были указаны ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ " в поданном заявлении, а также положений статей 38, 47, 247 КАС РФ суд изменил процессуальное положение лиц, участвующих в деле, и определил:административный истец ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ", административные ответчики: Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области; заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрация Богородского района Нижегородской области, администрация города Богородска Нижегородской области.
При рассмотрении дела в суде представитель ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ " Ш. требования поддержала в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
От Правительства Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в суд поступили письменные отзывы на поданное заявление (л.д.231-239, 242-244, 245-246).
В письменном отзыве Правительство Нижегородской области указало, что полномочия по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов проведения государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении государственной кадастровой оценки земель были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 вновь утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года (л.д.231-239).
В письменном отзыве ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Нижегородской области указало, что земельный участок с кадастровым номером ***(ранее данный земельный участок имел кадастровый номер ***) является ранее учтенным, на кадастровый учет поставлен 03.08.2006 года, сведений о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в характеристики земельного участка, влекущие изменение его кадастровой стоимости, не вносились, кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" (л.д.242-244).
В письменном отзыве администрация Богородского муниципального района Нижегородской указала, что земельный участок находится на территории города Богородска Нижегородской области, просила в удовлетворении требований отказать, так как уменьшение размера кадастровой стоимости влечет уменьшение размера земельного налога, поступающего в бюджет.
По ходатайству представителя административного истца судом в качестве свидетеля допрошен оценщик Г., составившая отчеты об оценке.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования заявления и отзывов на него, заслушав представителя ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" Ш. и свидетеля Г., суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона). Пунктом 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N221?ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом согласно части 4 статьи 16 Закона учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" является собственником земельного участка с кадастровым номером *** (ранее данный земельный участок имел кадастровый номер ***; изменение написания кадастрового номера не связано с изменением его количественных или качественных характеристик, носит технический характер).
Право собственности ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" на указанный объект недвижимости подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.10.2006 года (л.д.120), выпиской из ЕГРП (л.д.241) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Согласно сведениям, содержащимся отзыве ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", а также в свидетельстве о государственной регистрации права от 10.10.2006 года, земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на кадастровый учет 03.08.2006 года, то есть земельный участок является ранее учтенным как применительно к постановлению Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года N358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" (кадастровая стоимость земельных участков была утверждена по состоянию на 01.01.2007 года), так и применительно к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" (кадастровая стоимость земельных участков была утверждена по состоянию на 01.11.2013 года).
Данное обстоятельство подтверждается также выписками из постановления Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года N358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" из которых следует, что земельный участок был включен в приложения к постановлениям Правительства Нижегородской области.
Так как земельный участок является ранее учтенным, его кадастровая стоимость установлена при проведении массовой оценки по состоянию 01 января 2007 года и по состоянию на 01 ноября 2013 года, не имеется доказательств того, что в отношении земельного участка произошло изменение его количественных и (или) качественных характеристик, то применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как указано выше, ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 года и по состоянию на 01.11.2013 года.
Суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости, которые были утверждены указанными выше постановлениями Правительства Нижегородской области по состоянию на 01.01.2007 года и по состоянию на 01.11.2013 года, затрагивают права ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" по следующим мотивам.
Постановление Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 ноября 2013 года, вступило в силу с 1 января 2015 года (пункт 8).
Текст постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 без приложений опубликован в газете "Нижегородские новости" от 25 декабря 2014 года N 229 (5562) - в приложении "Правовая среда" от 25 декабря 2014 года N 130 (1840).
12 декабря 2014 года постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 с приложениями было размещено на официальном сайте Правительства Нижегородской области (www.government-nnov.ru, раздел "Законодательство").
Как указано в поданном в суд заявлении, ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" связывает наличие у него права на изменение кадастровой стоимости и установлению её в размере рыночной стоимости по состоянию 01.01.2007 года с уплатой земельного налога за период 2015 года с учетом размера кадастровой стоимости, установленной ранее действующим постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года N358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области", которым кадастровая стоимость земельных участков была утверждена по состоянию на 01.01.2007 года.
В соответствии с п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если в самом нормативном правовом акте установлена дата вступления его в силу, но в отношении нормативных правовых актов, регулирующих данный вид общественных отношений, предусмотрены специальные правила вступления их в силу (в частности, в отношении актов налогового, таможенного законодательства), следует проверять соблюдение этих правил при определении даты вступления в силу оспариваемого акта. Например, порядок вступления в силу нормативного правового акта, принятого законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, вводящего налог, необходимо признавать нарушенным, если такой акт вступил в силу ранее 1 января года, следующего за годом принятия акта, и ранее одного месяца со дня его официального опубликования, поскольку в данном случае не были соблюдены специальные правила вступления в силу актов законодательства о налогах, установленные абзацем третьим пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункты 1 и 3 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).
По смыслу указанных положений, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02 июля 2013 года N 17-П.
Согласно разъяснений, содержащихся в 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ). Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.
Из приведенных законоположений в их конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации, следует вывод о том, что утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863, официально опубликованным 25 декабря 2014 года, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, не могут порождать правовых последствий для ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" как плательщика земельного налога по указанному объекту налогообложения в налоговом периоде 2015 года и применяться для целей определения по ним налоговой базы по земельному налогу за 2015 год.
В связи с указанным, установленная постановление Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года N358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** применительно к вопросу налогообложения является актуальной и порождает правовые последствия для ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" как плательщика земельного налога за период 2015 года.
В связи с изложенным суд рассматривает по существу требования ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью ***кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.01.2007 года равной рыночной стоимости в размере ***рублей.
В качестве доказательств обоснованности заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2007 года равной рыночной стоимости в размере *** рублей ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" представило в суд отчет об оценке земельного участка от 21 ноября 2014 года N***, составленный оценщиком ООО "П" Г. (л.д.125-160).
Также в качестве доказательства заявленных требований ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" представило положительное экспертное заключение от 24 ноября 2014 года N***, составленное экспертами "С" Р. и З. (л.д.161-170).
Согласно Отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** (в отчете указан ранее применяемый номер ***) по состоянию на 01 января 2007 года составляет *** рублей (л.д.150).
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Исследовав представленный в суд Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N1), утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N256, "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N2), утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N255, "Требования к отчету об оценке" (ФСО N3), утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N254, "Оценка недвижимости" (ФСО N7), утвержден приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611), а также внутренними стандартами "С".
Оценщиком дано описание объекта оценки, в том числе характеристика объекта оценки, учитывающая сегмент рынка, текущее использование, местоположение земельного участка, его площадь, зарегистрированное право, разрешенное использование, состояние земельного участка, транспортная доступность, доступные инженерные коммуникации (л.д.129-135).
С целью установления рыночной стоимости земельного участка оценщиком в отчете представлен анализ рынка земли в Нижегородской области и определены районы области, в зависимости от цен на земельные участки внутри района; Богородский район Нижегородской области определен во вторую группу (л.д.141).
Оценщиком в соответствии с требованиями ФСО приведен анализ наиболее эффективного использования объекта оценки (л.д.141-142).
Оценка земельного участка проведена с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом оценщиком указаны мотивы целесообразности использования сравнительного подхода и отсутствия оснований для использования доходного и затратного подходов.
При использовании сравнительного подхода оценщик обосновал условия подбора объектов-аналогов, применение вносимых корректировок и поправок (л.д.147-149).
Судом учтено, что для сравнения оценщиком выбраны земельные участки-аналоги, сопоставимые с оцениваемыми по основным ценообразующим факторам по состоянию на дату оценки. В Отчете приведены критерии, по которым осуществлялся подбор земельных участков-аналогов. В качестве объектов-аналогов использованы предложения о продаже земельных участков, расположенных в городе Заволжье, Балахнинском районе, Кстовском районах, сходных по назначению и основным ценообразующим факторам с объектом оценки.
Суд полагает, что требования ФСО N3 в необходимой мере соблюдены. К отчету приложены копии материалов распечаток, используемых оценщиком при составлении Отчета, в Отчете об оценке имеются ссылки на электронные адреса источников информации. Суд также приходит к выводу о том, что оформление самого отчета не повлияло каким-либо образом на определение величины рыночной стоимости земельного участка. Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО N3, суд признает соответствующими. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самого объекта оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Оценщик изложил в отчете использованные допущения и ограничительные, обосновал выводы. В самом отчете и приложении к отчету содержится информация об источниках, используемых при проведении оценки, что позволяет проверить правильность сделанных оценщиком выводов.
Оценщик Г. является членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", включена в реестр оценщиков 22 ноября 2013 года, регистрационный номер ***. Имеет диплом о профессиональной переподготовке от *** года, выданный ***. Имущественная ответственность оценщика застрахована Нижегородским филиалом ОАО "А" (л.д.127, 151).
Из представленного суду положительного экспертного заключения от *** года N***, составленного экспертами "С" Р. и З. (л.д.161-170), следует, что отчет об оценке земельного участка от *** года N***, составленный оценщиком ООО "П" Г. (л.д.125-160), соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными, замечания к отчетам отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" 18 июня 2015 года обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (л.д.60-61). Согласно уведомлению комиссии от 23 июня 2015 года заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** было отклонено в связи с невозможностью рассмотрения спора, приобретением сведений о ранее утвержденной кадастровой стоимости статуса архивных (л.д.62-63).
Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить требование административного истца ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.01.2007 года равной рыночной стоимости в размере *** рублей. При этом суд считает необходимым указать в решении о том, что указанную кадастровую стоимость в размере ***рублей, установленную по состоянию на 01.01.2007 года, возможно применять для целей налогообложения для исчисления земельного налога за налоговый период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости земельных участков, участвующими в деле лицами не представлено.
ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.11.2013 года равной рыночной стоимости в размере ***рублей.
В качестве доказательств обоснованности заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.11.2013 года равной рыночной стоимости в размере ***рублей ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" представило в суд отчет об оценке земельного участка от *** года N***, составленный оценщиком ООО "П" Г. (л.д.171-210).
Также в качестве доказательства заявленных требований ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" представило положительное экспертное заключение от *** года N***, составленное экспертами "С" Р. и З. (л.д.211-221).
Согласно Отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** (в отчете указан ранее применяемый номер ***) по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет *** рублей (л.д.201).
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Исследовав представленный в суд Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N1), утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N256, "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N2), утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N255, "Требования к отчету об оценке" (ФСО N3), утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N254, "Оценка недвижимости" (ФСО N7), утвержден приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611), а также внутренними стандартами "С".
Оценщиком дано описание объекта оценки, в том числе характеристика объекта оценки, учитывающая сегмент рынка, текущее использование, местоположение земельного участка, его площадь, зарегистрированное право, разрешенное использование, состояние земельного участка, транспортная доступность, доступные инженерные коммуникации (л.д.176-181).
С целью установления рыночной стоимости земельного участка оценщиком в отчете представлен анализ рынка земли в Нижегородской области и определены районы области, в зависимости от цен на земельные участки внутри района; Богородский район Нижегородской области определен в первую группу (л.д.188).
В отчете, в том числе приведен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
Оценка земельного участка проведена с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом оценщиком указаны мотивы целесообразности использования сравнительного подхода и отсутствия оснований для использования доходного и затратного подходов.
При использовании сравнительного подхода оценщик обосновал условия подбора объектов-аналогов, применение вносимых корректировок и поправок (л.д.197-200).
Судом учтено, что для сравнения оценщиком выбраны земельные участки-аналоги, сопоставимые с оцениваемыми по основным ценообразующим факторам по состоянию на дату оценки. В Отчете приведены критерии, по которым осуществлялся подбор земельных участков-аналогов. В качестве объектов-аналогов использованы предложения о продаже земельных участков, расположенных в городе Богородске, Борском, Балахнинском районах, городе Дзержинске, сходных по назначению и основным ценообразующим факторам с объектом оценки.
Суд полагает, что требования ФСО N3 в необходимой мере соблюдены. К отчету приложены копии материалов распечаток, используемых оценщиком при составлении Отчета, в Отчете об оценке имеются ссылки на электронные адреса источников информации. Суд также приходит к выводу о том, что оформление самого отчета не повлияло каким-либо образом на определение величины рыночной стоимости земельного участка. Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО N3, суд признает соответствующими. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самого объекта оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Оценщик изложил в отчете использованные допущения и ограничительные, обосновал выводы. В самом отчете и приложении к отчету содержится информация об источниках, используемых при проведении оценки, что позволяет проверить правильность сделанных оценщиком выводов.
Оценщик Г. является членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", включена в реестр оценщиков 22 ноября 2013 года, регистрационный номер ***. Имеет диплом о профессиональной переподготовке от ***года, выданный ***. Имущественная ответственность оценщика застрахована Нижегородским филиалом ОАО "А" (л.д.127, 151).
Из представленного суду положительного экспертного заключения от ***года N***, составленное экспертами "С" Р. и З. (л.д.211-221), следует, что отчет об оценке земельного участка от *** года N***, составленный оценщиком ООО "П" Г. (л.д.171-210), соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными, замечания к отчетам отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" 18 июня 2015 года обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. Согласно уведомлению комиссии от 01 июля 2015 года заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** было отклонено (л.д.111-112).
При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание положения пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому решение комиссии по рассмотрению споров не может быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. Поэтому суд не входит в обсуждение вопроса о законности принятого комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области решения.
Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить требование административного истца ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.11.2013 года равной рыночной стоимости в размере *** рублей.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости земельных участков, участвующими в деле лицами не представлено.
ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" также заявлено в суд требование об обязании органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Суд полагает, что в удовлетворении данного требования необходимо отказать по следующим мотивами.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости установлен статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Абзацем третьим статьи 24.20 указанного Федерального закона предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В силу абзаца пятого статьи 24.20 Закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьи 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, порядок внесения изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, установленной решением суда, установлен законом. В данном случае Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" либо филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области не отказывали заявителю в учете изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании решения суда, и, соответственно, прав заявителя на внесение таких изменений не нарушали.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 249 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление ООО "Нижегородский завод по переработке РТИ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.01.2007 года равной рыночной стоимости в размере ***рублей и по состоянию на 01.11.2013 года равной рыночной стоимости в размере ***рублей; обязании органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости - удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью ***кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.01.2007 года равной рыночной стоимости в размере ***рублей. Указанную кадастровую стоимость в размере *** рублей, установленную по состоянию на 01.01.2007 года, применять для целей налогообложения для исчисления земельного налога за налоговый период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 01.11.2013 года равной рыночной стоимости в размере *** рублей.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка считать 18 июня 2015 года.
В удовлетворении требования об обязании органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Кручинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.