НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Нижний Новгород 09 ноября 2015 года
Нижегородский областной суд
в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания Фунтикове А.Ю.
Рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело
по иску Полякова ФИО7 о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", обязании внести изменения в государственный кадастровый учет, обязании предоставить в налоговый орган документы, установлении кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Поляков Д.В. обратился с указанными исковыми требования в Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода. На основании определения Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 мая 2015 года гражданское дело по иску Полякова Д.В. передано по подсудности в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода.
В связи с тем, что 06 августа 2015 года Поляков Д.В. уточнил свои исковые требования, определением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 августа 2015 года настоящее дело передано по подсудности в Нижегородский областной суд.
В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 года N22-ФЗ вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 20 КАС РФ, определением Нижегородского областного суда от 22 сентября 2015 года настоящее дело было принято к производству Нижегородского областного суда как административное дело и рассматривается Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции в соответствии с нормами КАС РФ.
Обращаясь в суд, Поляков Д.В. просил :
-установить кадастрову стоимость земельного участка для дачного строительства, категория земель: земля сельскохозяйственного назначения, площадью 199979 кв. м, кадастровий номер ФИО8 (ранее бывший кадастровий номер ФИО9 и ФИО10) расположенного по адресу: ФИО4 "адрес",
д ФИО11, в размере ФИО12 руб. из расчета удельного показателя кадастровой стоимости в размере ФИО13 руб. за кв. м. на момент их изменения в ГКН с 01.01.2012 г.:
-установить кадастровую стоимость земельного участка для дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 16488 кв. м, кадастровий номер ФИО14 (ранее бывший кадастровий номер ФИО15 и ФИО16), расположенного по адресу: ФИО17, в размере ФИО18 руб. из расчета удельного показателя кадастровой стоимости в размере ФИО19 руб. за кв. м. на момент их изменения в ГКН с 01.01.2012 г.;
-признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области по определению и внесению в 2011 году в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельных участков принадлежащих ему на праве собственности, расположенных по адресу: ФИО20.
-возложить обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, находившиеся в государственном кадастре недвижимости до момента его изменения в 2011 году, а также рассчитанной на его основании кадастровой стоимости в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, расположенных по адресу: ФИО21. и о направлении необходимых документов в налоговый орган - МРИ ФНС N7 по Нижегородской области для проведения перерасчета налога на имущество, начиная с 01.01.2012 года.
Как следует из материалов дела, Поляков Д.В. на протяжении рассмотрения настоящего дела судами неоднократно уточнял свои исковые требования. Перечисленные выше исковые требования Полякова Д.В. суд считает окончательными.
В обосновании исковых требований Поляков Д.В. указал, как в своем исковом заявлении, так и в последующих заявлениях об уточнении исковых требований, что основанием для его обращения в суд послужили следующие обстоятельства.
Он является собственником двух земельных участков :
земельного участка для дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 199979 кв. м, кадастровий номер ФИО22 (ранее бывший кадастровий номер ФИО23 и ФИО24) расположенного по адресу: ФИО25
земельного участка для дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 16488 кв. м, кадастровий номер ФИО26 (ранее бывший кадастровий номер ФИО27 и ФИО28), расположенного по адресу: ФИО29.
До 01.01.2012 года кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков рассчитывалась из удельного показателя 2,14 руб. за кв. м.
Однако на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 года N703, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачних объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской "адрес", его земельне участки были ошибочно отнесены к землям садоводческих, огороднических и дачних объединений.
Кадастровая стоимость земельных участков Полякова Д.В. на основании указаного Постановления Правительства Нижегородской области рассчитана Федеральным Государственным Бюджетным учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Нижегородской области (далее по тексту - ФГБУ ФКП Россреестра по Нижегородской области) исходя из удельного показателя в размере 163, 83 рубля в соответствии с Приложением N2 к указанному Постановлению. В результате такого расчета произошло значительное увеличение размера кадастровой стоимости принадлежащих ему участков. На основании увеличенной кадастровой стоимости земельных участков МРИ ФНС N7 была рассчитан земельный налог и его сумма составила ФИО30 руб. 11 коп. за 2012 год, что по мнению Полякова Д.В., является незаконным и нарушает его права как налогоплательщика.
В ходе судебного разбирательства дела Поляков Д.В. неоднократно уточнял свои требования, последний раз он заявил ходатайство об уточнении требований 05 ноября 2015 года. В удовлетворении заявленного ходатайства Полякову Д.В. судом было отказано, поскольку он изменил предмет и основания иска, а так же ряд его требований не отнесены к подсудности областного суда, а также ряд требований не подлежит рассмотрению по нормам и правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, ряд требований повторяют требования, изложенные им в заявлении от 06 августа 2015 г (л.д.127-128).
При отказе в удовлетворении этого ходатайства Полякова Д.В., суд руководствовался разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N28
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому в связи с тем, что правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 24 ГПК РФ, главой 21 КАС РФ, требование о признании нормативного правового акта недействующим также не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Поэтому суд рассматривал по существу выше приведенные требования Полякова. Д.В.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в суд не явились.
Правительство Нижегородской области в своем письменном отзыве указало, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктами 4, 5, 9 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, и проводится с учетом данных земельного и других кадастров.
В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.09.2010 N 445 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения урегулирован разделом . Методических указаний.
Также приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), в соответствии с пунктом 8.1 которого, контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
В силу пунктов 9.1 и 9.4 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, проверку которого осуществляет Роснедвижимость.
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации проводит предварительную проверку отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет отчет на проверку в Роснедвижимость (пункт 9.6 Административного регламента).
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента после получения согласованных сведений о кадастровой стоимости земельных участков (результатов государственной кадастровой оценки земель) и акта проверки, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
Из изложенного следует, что полномочиями по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, было наделено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальные органы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.09.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" функции упраздняемого Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) с 01.03.2009 были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру).
Таким образом, к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при проведении кадастровой оценки земель относится только утверждение результатов кадастровой оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области был проверен Росреестром.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Нижегородской области был представлен проект Постановления Правительства Нижегородской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области" для последующего его принятия.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2011 N 1095 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.01.2011.
Таким образом, результаты кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель и Методическими указаниями.
ФГБУ ФКП Россреестра по Нижегородской области в письменном отзыве (л.д.54-56) указало, что по сведениям государственного кадастра недвижимости (далее по тексту - ГКН) земельный участок с кадастровым номером ФИО31 в настоящее время имеет архивный статус (с 07.03,2012, в связи с регистрацией прав на образованные из него в результате раздела земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером ФИО32.
Земельный участок с кадастровым номером ФИО33 относился к категории: земли сельскохозяйственного назначения и имел разрешенное использование : для дачного строительства. Этот земельный участок был образован 13.11.2009 из земельного участка с кадастровым номером ФИО34, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения и имевшего разрешенное использование: для дачного строительства.
В связи с этим был оценен как вновь образуемый земельный участок в соответствии с п.2.1.17 Медодических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка: кадастровая стоимость земельного участка была определена путем умножение его площади на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого участка, который на тот момент составлял 2,14 руб.
В дальнейшем этот участок был оценен в рамках государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений в Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 N703.
Согласно Приложению N1 к этому постановлению земельный участок с кадастровым номером ФИО35 имеет кадастровую стоимость ФИО36 руб., удельный показатель составил ФИО37 руб./кв.м.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка должна была быть внесена в ГКН в 2009 году с момента его образования.
ФГБУ ФКП Россреестра по ФИО38 просило отказать истцу в удовлетворении иска.
От других лиц, участвующих в деле мотивированных письменных отзывов не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы искового заявления, доводы письменных отзывов Правительства Нижегородской области и ФГБУ ФКП Россреестра по Нижегородской области, заслушав Полякова Д.В., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии с постановление Главы администрации Богородского района Нижегородской области от 24.12.2008 года N 2947 (л.д.77), изменен вид разрешенного использования земельным участкам, расположенные в Богородском районе Нижегородской области, примыкающие к деревне Сляднево с вида "для сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства".
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 09.03.2010 года Поляков Д.В. приобрел земельный участок общей площадью 367 907 кв.м., без размещенных на нем объектов недвижимости, с кадастровым номером ФИО39, расположенный по адресу ФИО41.
В последующем этот земельный участок был преобразован в земельный участок с кадастровым номером ФИО42 кв. м. общей площадью 216 428 кв.м. по адресу
ФИО43 сведения об этом участке занесены в ГКН 24.01.2012 года (л.д.17-18).
Далее земельный участок с кадастровым номером ФИО44 кв. м. общей площадью 216 428 кв.м. был преобразован в два новых земельных участка: земельный участок с кадастровым номером ФИО45 общей площадью 199 979 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером ФИО46 общей площадь. 16 488 кв.м.
Сведения о новых участках занесены в ГКН 18.04.2013 года.
Все выше перечисленные земельные участки отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для дачного строительства.
Таким образом, приобретенный Поляковым Д.В. 09.03 2010 года земельный участок общей площадью 367 907 кв.м., без размещенных на нем объектов недвижимости, с кадастровым номером ФИО47 расположенный по адресу ФИО48, был отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для дачного строительства и его кадастровая стоимость определялась исходя из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2007 года N 498.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.11.2008 года
N 515 "О внесении изменений в Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N125 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ черты поселений Нижегородской области" удельный показатель стал составлять 2.14 руб./кв.м. на территории Богородского района Нижегородской области.
После разделения земельного участка с кадастровым номером ФИО49, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером ФИО50. общей площадью 216 428 кв.м. подлежал регистрации и подлежал новой кадастровой оценке как вновь образованный.
В этом случае при оценке земельного участка с кадастровым номером ФИО51 следовало применить положения пунктов 1.6 и. 1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Согласно этим пунктам Методических указаний земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей настоящих Методических указаний подразделяются на сформированные при проведении последней государственной кадастровой оценки группы по видам разрешенного использования.
Таким образом, при проведении кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ФИО52 и занесении её в ГКН использовались удельные показатели, действовавшие в период с 01.01.2009 года по 01.01.2011 года.
Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 28.12.2011 года N 1095 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области" результаты кадастровой оценки земель утверждены по состоянию на 01.01.2009 года, с удельными показателями по группам земель в соответствии с Приложением N1 к этому постановлению.
Удельные показатели, указанные в Приложении N1 и Приложении N2 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 28.12.2011 года N 1095 отличаются от указанного Поляковым Д.В. значения 2,14 руб./кв.м.
При внесении в ГКН сведений о вновь созданных земельных участках : с кадастровым номером ФИО53 общей площадью 199 979 кв.м. и с кадастровым номером ФИО54 общей площадь. 16 488 кв.м., эти вновь образованные участки также подлежали новой кадастровой оценке с учетом действующих удельных показателей, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2011 года N 1095 по состоянию на 01.01.2009 и подлежащие применению с 01.01.2013 года.
В Приложении N2 к указанному постановлению Правительства Нижегородской области, перечислены группы земель сельскохозяйственного назначения, к которым это постановление применяется.
Как следует из перечисленных в Приложении N2 групп, земельные участки, принадлежащие Полякову Д.В. относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - дачное строительство не отнесены. Следовательно, удельные показатели, утвержденные этим Постановлением, не могут быть применены при расчете кадастровой стоимости земельных участков Полякова Д.В. как к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для дачного строительства.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 года N700 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области", установлены удельные показатели к указанной категории земель. Земельные участки, принадлежащие Полякову Д.В., не могут быть отнесены к указанной категории земель, поскольку в перечне групп земель, указанных в Приложении N4 к названному Постановлению, такая категория как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для дачного строительства - не поименована.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011 г. N 703 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области" установлены удельные показатели, используемые при расчете кадастровой стоимости указанных земель.
В отношении земель, указанной категории, расположенных в Богородском районе Нижегородской области в кадастровом квартале ФИО55 - удельный показатель составляет 163,83 руб./кв.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов ФИО4 области, утверждены Постановлением Правительства Нижегородской области N863 от 10.12.2014 года по состоянии на 01.11.2013 года.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.09.2010 N 445.
Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), в соответствии с пунктом 8.1 которого, контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
В силу пунктов 9.1 и 9.4 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, проверку которого осуществляет Роснедвижимость.
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации проводит предварительную проверку отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет отчет на проверку в Роснедвижимость (пункт 9.6 Административного регламента).
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента после получения согласованных сведений о кадастровой стоимости земельных участков (результатов государственной кадастровой оценки земель) и акта проверки, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
Из изложенного следует, что полномочиями по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, было наделено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальные органы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.09.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" функции упраздняемого Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) с 01.03.2009 были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру).
Таким образом, к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при проведении кадастровой оценки земель относится только утверждение результатов кадастровой оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков на территории Нижегородской области был проверен Росреестром.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Нижегородской области были представлены проекты Постановлений Правительства Нижегородской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Нижегородской области для последующего его принятия.
Таким образом, порядок кадастровой оценки земель Нижегородской области указанными государственными учреждениями и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не нарушен.
Поляков Д.В. пояснил, что указанные земельные участки приобретены им для вложения инвестиций для строительства дач с последующей продажей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ).
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Поскольку земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для дачного строительства, в силу приведенных выше норм права могут быть предоставлены гражданину только в составе садоводческого, огороднического или дачного объединения, суд приходит к выводу о том, что земельные участки Полякова Д.В. могут быть отнесены либо к землям садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области, либо к землям населенных пунктов Нижегородской области, результаты кадастровой оценки, которых утверждены Постановлением Правительства Нижегородской области N863 от 10.12.2014 года по состоянии на 01.11.2013 года.
Согласно Свидетельствам о праве собственности на указанные земельные участки, принадлежащие Полякову Д.В,. их категория указана как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для дачного строительства, следовательно, они не являются землями населенных пунктов Нижегородской области и, следовательно, независимо от того, что на этих участках не создано садовое, огородническое или дачное объединение, они подлежат внесению в ГКН как земли садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области. Поэтому кадастровая стоимость земельных участков Полякова Д.В. правильно определена в соответствии с положениями Постановления Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011 г. N 703 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области".
При таких обстоятельствах доводы искового заявления Полякова Д.В. не подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Исходя из указанных разъяснений, из материалов дела и объяснений Полякова Д.В., суд приходит к выводу о том, что ГКН не содержит ошибочных или недостоверных сведений о земельных участках с кадастровыми номерами ФИО56 общей площадью 199 979 кв.м. и ФИО57 общей площадь. 16 488 кв.м., принадлежащих Полякову Д.В.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Изучив материалы дела, и заслушав Полякова Д.В, суд приходит к выводу о том, что административный истец не представил суду достоверных и достаточных доказательств, которые подтвердили бы его доводы о наличии недостоверных сведений в ГКН о принадлежащих ему земельных участках.
Ссылка Полякова Д.В. на судебные акты Верховного Суда Российской Федерации не может являться основанием для принятия судом решения по данному делу, поскольку Верховным Судом Российской Федерации рассматривались конкретные дела с конкретными обстоятельствами, присущими только каждому конкретному делу, в том числе с иными участвующими по делу лицами, с иными требованиями, с применением, в том числе, законодательства иных субъектов Российской Федерации, в разные временные промежутки.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, в случае образования нового земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в том числе вновь образованного), является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков, стоимость которых оспаривается истцом, их кадастровая стоимость была определена по результатам государственной кадастровой оценки и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 5 сентября 2011 г. N 703 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений вне границ населенных пунктов Нижегородской области" дата утверждения кадастровой оценки - 27 сентября 2011 г. (по истечении 10 дней со дня опубликования постановления от 5 сентября 2011 г. N 703), дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2009 г.
Суд, исходит из того, что земельные участки, кадастровая стоимость которых оспаривается истцом, образовались путем их раздела после 1 января 2009 года, то есть применительно к постановлению Правительства Нижегородской области 5 сентября 2011 года N 703 земельные участки являются ранее не учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости указанных земельных участков является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, то есть в данном случае 18 апреля 2013 года.
Поскольку сведения о земельных участках: с кадастровым номером ФИО58 общей площадью 199 979 кв.м. и с кадастровым номером ФИО59 общей площадь. 16 488 кв.м., занесены в ГКН только 18.04.2013 года, то их кадастровая стоимость может быть установлена по состоянию на эту дату в соответствии положениями ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Между тем, Поляков Д.В. просит суд восстановить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ему, по состоянию на 01.01.2012 года, то есть на дату, которая не соответствует требованиям статей 24.18 и 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Исковое заявление Полякова Д.В. рассмотрено судом по существу заявленных им требований, руководствуясь при этом разъяснениями Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Полякова Д.В. являются необоснованными и не убедительными, а так же суд приходит к выводу о том, что Поляков Д.В. избрал неправильный способ защиты своих прав. Однако это обстоятельство не лишает Полякова Д.В. обратиться за защитой своих прав, как налогоплательщика земельного налога, иным способом в соответствии с положениями Закона об оценочной деятельности.
Поскольку все требования Полякова Д.В. взаимосвязаны, в том числе и требование о пересчете налога на имущество, начиная с 01.01.2012 года, непосредственно связано с другими то, в удовлетворении и этого требования суд считает необходимым отказать административному истцу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Полякову ФИО60 :
об установлении кадастровой стоимости земельного участка для дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 199979 кв. м, кадастровий номер ФИО64 (ранее бивший кадастровий номер ФИО61 и ФИО62) расположенного по адресу: ФИО63 в размере ФИО65 руб. из расчета удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2.14 руб. за кв. м. на момент их изменения в ГКН с 01.01.2012 г.;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка для дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 16488 кв. м, кадастровий номер ФИО66 (ранее бывший кадастровий номер ФИО67 и ФИО68), расположенного по адресу: ФИО69 в размере ФИО70 руб. из расчета удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2.14 руб. за кв. м. на момент их изменения в ГКН с 01.01.2012 г.;
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области по определению и внесению в 2011 году в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельных участков принадлежащих Полякову Д.В. на праве собственности, расположенных по адресу: ФИО71.;
о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, находившиеся в государственном кадастре недвижимости до момента его изменения в 2011 году, а также рассчитанной на его основании кадастровой стоимости в отношении земельных участков, принадлежащих Полякову Д.В. на праве собственности, расположенных по адресу: ФИО72. и направлении необходимые документы в налоговый орган - МРИ ФНС N7 по Нижегородской области для проведения перерасчета налога на имущество, начиная с 01.01.2012 года. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме
Судья областного суда. В.В.Самарцева
Решение изготовлено в окончательной форме 13 ноября 2015 года
Судья областного суда В.В.Самарцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.