Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Титовца А.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Анохиной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Свердловского районного суда города Перми от 05 августа 2015 года о взыскании с Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Зарубиной М.С. сумму компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации в размере ** рубля, расходы по оплате доверенности в размере ** рублей, в остальной части иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А, пояснения представителя истца Островского С.О., представителя ответчика Деменевой Е.П., судебная коллегия,
установила:
Зарубина М.С. обратилась в суд с иском к ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования о взыскании компенсации за приобретенное средство реабилитации в размере ** рублей. В обоснование иска указала, что является ребенком-инвалидом, согласно индивидуальной программе реабилитации от 04.08.2014 ей требуются технические средства реабилитации. 13.11.2014 она приобрела в ЗАО " *** " аппарат ортопедический на всю ногу и в этот же день обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Фондом социального страхования ей перечислена сумма в размере ** рубля ** копеек. Выплата суммы в указанном размере противоречит требованиям законодательства и нарушает ее права, в связи с чем истец обратилась в суд.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивал.
Представитель ответчика иск не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Суд постановилвышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая, что для правильного разрешения данного дела суду следовало установить, что приобретенное истцом средство технической реабилитации рекомендовано индивидуальной программой реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации истца не содержит указаний на особенности комплектации и технические характеристики изделия, предусматривает необходимость "аппарата на всю ногу" без уточнения его шифра, функций и т.п., следовательно, вопрос о необходимости конкретного вида протезирования специалистами бюро медико-социальной экспертизы не разрешен. Заключением медико-технической комиссии от 10.08.2014 ЗАО " *** " истцу не установлены противопоказания в той комплектации технического средства реабилитации, стоимость которого компенсирована Фондом. Судом при удовлетворении требований не принято во внимание, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное средство определяется путем сопоставления его наименования и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией. Размер компенсации, при этом должен определяться по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку аналогичного средства реабилитации, информация о котором размещена на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru). Сведений о том, что средства реабилитации по стоимости которых была выплачена компенсация не являются аналогичными приобретенным истцом не имеется, также не имеется сведений о нуждаемости Зарубиной М.С. именно в том средстве реабилитации, которое она приобрела самостоятельно. Кроме того, судом неверно применены нормы материального права, регулирующие порядок выплаты компенсации, и об определение ее размера.
Представитель ответчика на заседании судебной коллегии настаивала на доводах апелляционной жалобы.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Зарубина М.С. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до 01.09.2015.
Согласно индивидуальной программе реабилитации от 04.08.2014, выданной бюро N 11 -филиалом ФКУ "Главное бюро МСЭ по Пермскому краю" истец нуждается в технических средствах реабилитации - аппарате на всю ногу в количестве 2 шт., туторе на коленный сустав в количестве 2 шт., корсете полужесткой фиксации.
13.11.2014 Зарубина М.С. приобрела в ЗАО " ***" аппарат ортопедический на всю ногу в количестве 2 шт. за ** рублей, и в этот же день обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации, приложив к заявлению договор от 13.11.2014 и товарные чеки, подтверждающие стоимость товара.
Приказом N 5056-ТС от 09.12.2014 отделением Фонда социального страхования принято решение о выплате компенсации за аппарат на всю ногу в меньшем размере - в сумме ** рублей, определенной на основании данных заключенного 12.08.2014 государственного контракта N ** на изготовление протезов, в том числе аппарата на всю ногу АН8-23-ОС с техническими характеристиками: аппарат ортопедический на всю ногу, термопласт или слоистый пластик или кожа с полукорсетом или без полукорсета, изготовление по слепку, назначение - постоянное, стоимость - ** рубля. Сумма в размере стоимость двух указанных аппаратов перечислена на расчетный счет законного представителя истца - Зарубиной Т.Г.
В материалы дела представлено заключение медико-технической комиссии об ортезировании от 10.08.2014, согласно которому Зарубиной М.С. необходимы аппараты из смолы с использованием углеволокна, с унолатеральными шарнирами из комплектующих и материалов фирмы Otto Bock, толщина гильзы не более 3 мм, вес изделия не более 1 600 грамм. В заключении указано, что девочка высокого роста (1м 76 см) весом 60 кг, поэтому при эксплуатации в ее условиях аппараты из пластика, кроме некосметичности, неудобства и большого веса могут не выдержать нагрузки, сломаться и травмировать ребенка.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 11 указанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок) разработан и утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
На момент обращения истца к ответчику с заявлением о выплате компенсации действовала редакция Приказа с изменениями, внесенными Приказом Минтруда России от 22.01.2014 N 24н, вступившими в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 02.04.2014). В соответствии с пунктом 3 Порядка, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно пункту 4 порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку технического средства реабилитации и (или) услуги, а также документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При этом в целях определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации уполномоченному органу необходимо установить на основании Классификации технических средств реабилитации аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного за собственный счет инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для этого следует сопоставить наименование технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного за собственный счет инвалидом, и вид технического средства реабилитации, предусмотренного Классификацией технических средств реабилитации.
Поскольку средство реабилитации, приобретенное истцом аналогично по своему названию и назначению средству реабилитации, указанному в индивидуальной программе реабилитации инвалида, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера компенсации следует установить тождественность аппарата, указанного в контракте на поставку от 12.08.2014, аппарату, приобретенному истцом. Доказательств их тождественности, т.е. совпадения его значимых в данном случае свойств, ответчиком не представлено. В то же время в материалах дела имеется заключение медико-технической комиссии об ортезировании от 10.08.2014, составленное комиссией ЗАО " ***" в составе главного врача, врачей травматологов-ортопедов, старшего техника-протезиста по результатам освидетельствования ребенка-инвалида Зарубиной М.С., в котором отражен вывод о необходимости обеспечения ее аппаратами той же конструкции, которой она была обеспечена ранее - из смолы с использованием углеволокна, с унолатеральными шарнирами из комплектующих и материалов фирмы Otto Bock, толщина гильзы не более 3 мм., вес изделия не более 1 600 грамм. Таким аппаратом истец, как следует из пояснений представителя, была обеспечена ранее. При этом стоимость средства реабилитации была определена по результатам государственного контракта, заключенного в 2012 году, в размере ** рублей за 1 единицу.
Сведений о стоимости закупленных уполномоченным органом технических средств реабилитации, соответствующих виду технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных истцом, помимо государственного контракта, заключенного в 2012 году, суду не представлено, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановленного решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Свердловского районного суда города Перми от 05 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.