Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Горбуновой О.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Сероваевой Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 июля 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми N ** от 14 апреля 2015 года об отказе Симонову К.А. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми в пользу Симонова К.А. судебные расходы на юридические услуги ** руб., на оплату государственной пошлины ** руб."
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения заявителя Симонова К.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симонову К.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****, площадью 389 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками.
30.03.2015г. Симонов К.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о перераспределении земельных участков.
Решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14.04.2015г. N ** в удовлетворении заявления было отказано по основанию того, что перераспределение земельного участка, принадлежащего Симонову К.А. на праве собственности, с землями государственной или муниципальной собственности не допускается в силу п.1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом целевого использования земельного участка - под отдельно стоящий односемейный дом (коттедж).
Симонов К.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, мотивируя тем, что его земельный участок находится в территориальной зоне Ж-4 "Зона индивидуальной жилой застройки городского типа", основным видом разрешенного использования является: отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками (индивидуальные жилые дома), следовательно, участок подлежит перераспределению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что понятие "отдельно строящие односемейные дома" в ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует, соответственно законодатель не предполагал указанного случая для перераспределения земель. Понятие "индивидуальный жилой дом", на которое ссылается суд в оспариваемом решении, в ч.3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует. Поскольку находящийся в собственности заявителя земельный участок предоставлен не под строительство индивидуального жилого дома, а под отдельно стоящие односемейные дома, то решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков соответствует требованиям закона.
В возражениях Симонов К.А. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Федеральный закон N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает перераспределение не только земельных участков друг с другом, но также земельных участков и земель, находящихся в публичной собственности ("неразмежеванной территории"). При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Иными словами, в таком случае фактически происходит увеличение площади частного земельного участка за счет земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности (ст. ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Разрешая требования, суд первой инстанции руководствовался названной правовой нормой, а также ст.7,п.1,3 ст.11.7, п.п.1 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1-3 ст.37, ч.3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что распоряжением начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 14.10.2014г. N ** утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером **. Согласно п.2.1 градостроительного плана земельный участок входит в зону Ж-4 "Зона индивидуальной жилой застройки городского типа с предельной высотой разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства 10,5 м", основной вид разрешенного использования: под отдельно строящиеся односемейные дома (коттеджи) с земельными участками.
Признавая незаконным оспариваемое решение, суд исходил из того, что выделение земельного участка под отдельно строящие односемейные дома (коттеджи) является аналогичным выделению участка под индивидуальное жилищное строительство. В связи с чем обстоятельства, на которые ссылается заинтересованное лицо в оспариваемом отказе, являются необоснованными.
Выводы суда судебная коллегия признает правильными, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные исходя из следующего.
В силу норм действующего законодательства земельные участки для индивидуального жилищного строительства могут предоставляться в жилых зонах, определяемых в результате градостроительного зонирования, в составе которых находятся зоны застройки индивидуальными жилыми домами.
Жилищное законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "индивидуальный жилой дом", определяя лишь родовое понятие - "жилой дом".
Часть 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами индивидуального жилищного строительства понимает отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Приказом Минэкномразвития России от 01.09.2014г. N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В соответствии с указанным Классификатором к малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов) относится размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех наземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.
Из анализа приведенных выше норм в совокупности можно сделать вывод о том, что индивидуальный жилой дом - это жилой дом с количеством этажей не более чем три, находящийся в частной собственности, предназначенный для проживания, как правило, одной семьи и относящийся к индивидуальному жилищному фонду в соответствии с жилищным законодательством.
В связи с чем вывод суда о том, что выделение земельного участка под отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) является аналогичным выделению участка под индивидуальное жилищное строительство, основан на верном толковании закона.
В соответствии с абз. 2 п.1 ст. 40 названного Кодекса собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Наличие у заявителя земельного участка, разрешенное использование которого предполагает размещение на участке индивидуального жилого дома, позволяет ему возводить на участке соответствующие объекты капитального строительства, то есть осуществлять индивидуально жилищное строительство. В суде апелляционной инстанции заявитель пояснил, что на принадлежащем ему земельном участке в настоящее находится только гараж, он намерен осуществить строительство индивидуального жилого дома.
При таких обстоятельствах следует вывод о том, что право на перераспределение земель в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, у заявителя имеется.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.