Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Козловой Е.В.,
судей Лепской К.И., Лозовой Н.В.,
при секретаре Галушкиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
24 сентября 2015 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по апелляционной жалобе Кочанова К.Д. и Качановой М.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО1,
на решение Пролетарского районного суда г.Твери от 17 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации гор.Твери удовлетворить, выселить Кочанова К.Д., Кочанову М.В., ФИО1 из квартиры "адрес" общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой ПЛОЩАДЬ в квартиру "адрес" общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой площадью ПЛОЩАДЬ.
Решение суда служит основанием снятия с регистрационного учета по месту жительства по адресу квартиры "адрес" Кочанова К.Д., Кочановой М.В., ФИО1.
Взыскать с Кочанова К.Д., Кочановой М.В. в бюджет городского округа города Твери государственную пошлину в сумме СУММА в равных долях - по СУММА с каждого".
Судебная коллегия
установила:
Администрация гор. Твери обратилась в суд с иском к Кочанову К.Д., Кочановой М.В., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о выселении из муниципального жилого помещения - трехкомнатной квартиры общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой - ПЛОЩАДЬ по адресу: "адрес", в другое муниципальное благоустроенное жилое помещение, а именно, в отдельную трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой - ПЛОЩАДЬ, и снятии их с регистрационного учета по месту жительства.
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением администрации города Твери от 30 декабря 2011 N 2546 жилой дом по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" выделяются денежные средства из Фонда на проведение мероприятий по отселению граждан из аварийного жилищного фонда. Переселение граждан в рамках данного федерального закона осуществляется в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ.
Согласно муниципальной программе "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации города Твери от 25.06.2013 N 736, администрация города Твери осуществляет переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В Приложении N 1 к постановлению дом "адрес" значится под N.
В силу п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, данные жилые помещения являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В рамках предоставленных денежных средств на основании открытого аукциона в электронном виде департаментом ЖКХ администрации города Твери по муниципальному контракту N 2013.234129 от 16 декабря 2013 года на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", для семьи ответчиков закуплена отдельная трехкомнатная квартира N, общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой - ПЛОЩАДЬ, которая принята в муниципальную собственность постановлением администрации города Твери от 21 января 2015 года N 37 "О приеме квартир в муниципальную казну".
В связи с началом переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации постановления жители дома "адрес" были уведомлены о переселении их в новые благоустроенные жилые помещения. Ответчики отказались от переселения, в связи с чем истец обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца Администрации гор. Твери Антонова Н.А., представитель третьего лица Администрации Пролетарского района г. Твери Жуков Д.С. поддержали исковые требования.
Ответчики Кочанов К.Д., Кочанова М.В., УФМС России по Тверской области, надлежащем образом извещенные о времени, дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. От ответчика Кочановой М.В. поступило письменное возражение по иску, в котором полагала, что для переселения предлагается квартира, состоящая из двух жилых комнат, а они занимают трехкомнатную квартиру, что нарушает их жилищные права.
Представитель ответчика Филиппов А.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал портив удовлетворения требований Администрации г. Твери, пояснив, что предлагаемая ответчикам квартира не соответствует требованиям строительных норм и правил и состоит из меньшего числа комнат в сравнении с занимаемым ими жилым помещением.
Третье лицо МКУ г. Твери "Управление муниципальным жилищным фондом" при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела представителя в суд не направило.
Представитель органа опеки и попечительства Территориального отдела социальной защиты населения города Твери Клементьева М.А. в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело без её участия, решение по делу оставила на усмотрение суда.
Судом постановлено приведенное выше решение
В апелляционной жалобе Кочанов К.Д. и Кочанова М.В. просят решение суда отменить, считают его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
Указывают на то, что предлагаемая для переселения квартира N состоит из меньшего числа комнат, чем та, из которой их выселяют, что противоречит требованиям закона. Поскольку в предлагаемом жилом помещении число жилых комнат меньше, то и жилая площадь квартиры значительно меньше площади жилого помещения, из которого выселяют ответчиков. Этот факт подтвержден заключением специалиста отдела судебных экспертиз "Северо-Западный Союз".
Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 1047-р, действующим на момент рассмотрения спора, утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В пункт 82 указанного перечня вошли СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", его разделы 4 (пункты 4.1, 4.4-4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пункты 8.1-8.11, 8.13, 8.14), 9-11.
Пятый раздел данных СНиП, вошедший в перечень, содержит пункты 5.3. и 5.9 следующими требованиями:
- 5.3 В квартирах, предоставляемых гражданам с учетом социальной нормы площади жилья в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и уборную (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф).
- 5.9 Общие жилые помещения в 2-, 3- и 4-комнатных квартирах зданий жилищных фондов, указанных в 5.3, и спальни во всех квартирах следует проектировать непроходными.
Между тем, обе жилые комнаты в предлагаемой квартире спроектированы и построены проходными, а значит не обеспечено соблюдение требований названного закона.
Суд применил Постановление Правительства от 26 декабря 2014 года N 1521, которым утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), где в новый перечень уже не вошли пункты 5.3. и 5.9. СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Однако, согласно пункту 5 постановления пункт 1 об утверждении перечня вступает в силу с 1 июля 2015 года. В соответствии с пунктом 2 данного постановления проектная документация, представленная на государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий до вступления в силу пункта 1 настоящего постановления, проверяется на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р.
Таким образом, суд неправомерно применил Постановление Правительства, не вступившее в законную силу на момент рассмотрения спора, и не применил Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р, действовавшее на момент принятия решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав докладчика по делу, пояснения представителя Кочановой М.В. Филиппова А.К., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Администрации г.Твери Антоновой Н.А. и представителя Администрации Пролетарского района г.Твери Атаевой И.П., возражавших в удовлетворении жалобы, заключение прокурора Полещук Р.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В судебном заседании установлено, что Кочанов К.Д., Кочанова М.В. и несовершеннолетний ФИО1 проживают на условиях социального найма в трехкомнатной квартире, общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой - ПЛОЩАДЬ, по адресу: "адрес", находящейся в муниципальной собственности города Твери.
Постановлением администрации города Твери от 31 декабря 2009 года N 3869 "О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу" жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
В п. 2 Приложения N 1 к Муниципальной программе "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы", утвержденной Постановлением администрации города Твери от 25 июня 2013 года N 736, указан дом "адрес".
По результатам открытого аукциона в электронном виде департаментом ЖКХ и жилищной политики администрации города Твери по муниципальному контракту N 2013.234129 от 16 декабря 2013 года на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", для семьи ответчиков приобретена отдельная трехкомнатная квартира N, общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой - ПЛОЩАДЬ, которая принята в муниципальную собственность постановлением администрации города Твери от 21 января 2015 N 37 "О приеме квартир в муниципальную казну", право муниципальной собственности зарегистрировано в ЕГРП 20 января 2015 года.
Поскольку ответчики отказались от переселения в данную квартиру, Администрация города Твери обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность суда при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы жалобы о неравнозначности предоставляемого ответчикам жилого помещения.
По техническому паспорту на жилой дом "адрес" (л.д.21), занимаемое ответчиками жилое помещение является трехкомнатной квартирой N общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой - ПЛОЩАДЬ, состоит из двух изолированных и одной смежной жилых комнат, площадью ПЛОЩАДЬ, ПЛОЩАДЬ и ПЛОЩАДЬ кв. м, и помещений вспомогательного использования: изолированной кухни, площадью ПЛОЩАДЬ, прихожей - ПЛОЩАДЬ.
Из технического описания объекта недвижимости - квартиры N, находящейся по адресу: "адрес" (л.д. 48), следует, что предлагаемая ответчикам к переселению квартира состоит из прихожей, площадью ПЛОЩАДЬ, туалета - ПЛОЩАДЬ, ванной комнаты - ПЛОЩАДЬ, жилой комнаты - ПЛОЩАДЬ, жилой комнаты - ПЛОЩАДЬ, которые являются смежными, жилой комнаты - ПЛОЩАДЬ, соединенной с кухней-нишей - ПЛОЩАДЬ.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения и обособленностью от вспомогательных помещений определяются его потребительские свойства, предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру жилой площади, но и не совмещенных со вспомогательными помещениями.
В предлагаемой для переселения ответчикам квартире одна из трех жилых комнат совмещена со вспомогательным помещением (кухней-нишей), а две жилые комнаты являются смежными и проходными. Принимая во внимание, что в занимаемой в настоящее время ответчиками квартире жилые комнаты являлись обособленными от вспомогательных помещений, предоставляемая квартира имеет худшие потребительские качества и не может быть расценена как равнозначное жилое помещение, в связи с чем не отвечает требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переселением в указанную квартиру жилищные права ответчиков бесспорно будут ухудшены.
Нарушение условий предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении требований о выселении ответчиков из непригодного для проживания жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Кочанова К.Д. и Кочановой М.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, удовлетворить.
Решение Пролетарского районного суда г.Твери от 17 июня 2015 года отменить, постановив новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Администрации гор.Твери о выселении Кочанова К.Д., Кочановой М.В., ФИО1 из квартиры "адрес" общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой - ПЛОЩАДЬ в квартиру "адрес" общей площадью ПЛОЩАДЬ, жилой - ПЛОЩАДЬ, и снятии их с регистрационного учета по месту жительства по адресу квартиры "адрес" - отказать.
Председательствующий Е.В. Козлова
Судьи К.И. Лепская
Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.